|
|
N°170, 18 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военных -- в казармы
Гражданские аэропорты России не хотят конкурентов
Руководители крупнейших аэропортов московского авиаузла вчера на пресс-конференции потребовали оградить их от недобросовестной конкуренции военных и прочих ведомственных взлетно-посадочных площадок.
Разумеется, в эти дни ни одна встреча авиаторов не может обойтись без разбора трагических событий в Америке. Участники вчерашней пресс-конференции извлекли из этой трагедии два урока: во-первых, что российская система авиационной безопасности лучше американской, а во-вторых, что продолжение коммерческих полетов с военных аэродромов крайне небезопасно.
Гендиректор ассоциации «Аэропорт» (объединяет крупнейшие гражданские воздушные гавани России) Виктор Горбачев привел следующую статистику. За прошлый год гражданская авиация страны перевезла 540 тыс. т грузов. В том же году «государственная и экспериментальная авиация» (это летательные аппараты разных военизированных ведомств и авиастроительных предприятий) переместила 54 тыс. т коммерческой загрузки, т.е. отбила у гражданских коллег примерно 10% рынка. Подмосковные аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково, Быково, по данным Горбачева, испытывают нехватку грузовых заказов. В то же время в окрестностях Москвы коммерческие грузы принимают и отправляют не менее десятка ведомственных аэропортов (а всего по России таких с полсотни). Причем за счет дешевых государственных ресурсов, в частности солдат-призывников, эти площадки могут устанавливать гораздо более привлекательные для заказчиков тарифы, чем «обычные» аэропорты. Горбачев высказал пожелание, чтобы коммерческая деятельность «государственников» была приостановлена, а сами они подверглись бы повальной проверке на предмет соблюдения норм летной безопасности.
Руководитель аэропортового комплекса Домодедово Сергей Рудаков не стал требовать удаления «государственников» из бизнеса. Он лишь попросил, чтобы прекратилось применение к ним «двойных стандартов», т.е. менее строгих таможенных, пожарных и прочих требований, чем те, которые предъявляют «коммерческим» аэродромам.
Поскольку ни одного представителя ведомственных аэродромов на вчерашнюю пресс-конференцию не позвали, защитить их отчасти взялся руководитель департамента летной годности Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Виктор Горлов. Он напомнил собравшимся, что коммерческая деятельность таких площадок законна, обоснована правительственным постановлением №862 от 1998 года и «нельзя говорить, что нарушения в этой деятельности носят массовый характер». Правда, в следующую минуту Горлов сообщил, что комиссия под его руководством, расследующая катастрофу Ил-76 на военном аэродроме Чкаловский 14 июля 2001 года, обнаружила там целый букет грубейших нарушений. После этой аварии были ограничены коммерческие рейсы из Чкаловского, а также аэропортов Раменское и Мигалово.
Впрочем, сравнивая отечественный опыт с американским, участники конференции удовлетворенно отметили, что уж от чего-чего, а от терроризма мы защищены лучше в силу традиционной простоты нравов и кондовости техники. «Американцы пали жертвой своей приверженности демократии», -- отметил руководитель департамента авиационной безопасности ГСГА Валерий Салеев, имея в виду, что на внутренних рейсах США авиакомпании слишком либеральничают со своими пассажирами. «С этой точки зрения объективно получается, что мы лучше защищены», -- констатировал он. А руководитель департамента летных стандартов ГСГА Юрий Паршин заявил, что в нашей стране трагедия, подобная нью-йоркской, вряд ли возможна, так как наши самолеты -- это не их «Боинги» с электронным управлением. На российском самолете, за рычагами которого одновременно должны работать несколько опытных пилотов, одинокий террорист-летчик ни за что не попал бы в небоскреб.
Михаил КУКУШКИН