Время новостей
     N°8, 20 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2006
Подлизаться к языку
Выставка Елены Берг «Противостояние» в Айдан-галерее
По периметру стен галереи в полнейшей тишине демонстрируются двенадцать видеороликов. На каждом из них отвернувшийся от мира человек (возраст и пол значения не имеют) лижет кусок белой стены. Все.

Сперва чувствуешь себя растерянным. Потом зрелище увлекает все больше и больше. В конце концов оно завораживает. Чем? Тем, что в точной пластической формуле нам представили понятие -- код любого культурного проекта. Это «приключение языка» в его попытке устранить инертные стены бессмысленного в целях организации коммуникативных, осмысленных понятийных систем. Конечно, язык работает над тем, чтоб мир стал понятен. Но парадокс, однако, в том, что Елена Берг, визуализируя этот основной символ герменевтического сознания, иронически предъявляет абсурдность его притязаний на тотальность. Ведь достаточно, притворившись простофилей, понять все буквально, отказаться от символического, коннотативного смысла, «вернуть язык языку» в его самом «экстенсивном», «вещественном», чисто конкретном понимании, и формула пути обретения смысла превратится в бессмыслицу театра абсурда.

Вот наблюдаем, как люди лижут стены, пролизывая в инертных слоях бытия щель животворных знаний. Девушка в джинсах делает это томно и медленно. Наслаждаясь игрой и кокетничая. Рядом лысый человек средних лет (офисный работник?) работает языком так, как ораторы на оргсобраниях или газетчики на летучках -- по долгу службы. Парень с длинными волосами делает это настолько эротично, что даже пританцовывает на месте: дергает руками, мнется с ноги на ногу. Как рассказала мне Елена Берг, все «лизуны» -- статисты с «Мосфильма». Им был оплачен сеанс -- 20 минут общения с белой бетонной стеной на «АРТСтрелке». Один участник даже расчесал себе язык о стену в кровь. Старался.

Представление театра абсурда деформирует стабильную картину мира. Так получилось и на сей раз. Художник Ростан Тавасиев обратил внимание, что стена из экранов, на которых люди сняты в разных ракурсах, вводит глаз в заблуждение. Сбивает с толку. Ты чувствуешь сбой не только смысловых, но и пространственных координат и обретаешь новый опыт пластического познания мира, мира, будто увиденного сквозь граненые стекла очков из реквизита экстравагантного клоуна.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки