Время новостей
     N°7, 19 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.01.2006
Саммит упущенных возможностей
Сегодня в Москве пройдет заседание рабочей группы по подготовке саммита G8 с участием представителей стран «восьмерки». Предполагается, что партнерам будут в развернутом виде представлены предложения России по повестке работы в течение года. Сколько надежд возлагалось и возлагается на предстоящий летом в Санкт-Петербурге саммит «восьмерки» -- первый саммит, который пройдет под председательством России! Казалось, что главная обсуждаемая тема -- энергетическая безопасность -- как нельзя лучше подходит специфике России в международном разделении труда. Многие возлагали надежды на саммит и как на событие, которое позволило бы укрепить международный авторитет России и доверие к нашей стране в мире, и как на серьезный прорыв в области международного диалога по проблемам энергетической безопасности.

Этому диалогу сегодня как никогда нужна активизация. Действующая в мире система обеспечения международной энергетической безопасности, создававшаяся в 1970-е годы для защиты стран Запада от арабского нефтяного эмбарго, очевидно устарела и неадекватна сегодняшним реалиям. Диспропорции на мировом энергетическом рынке усилились -- три четверти мировых запасов нефти и две трети запасов газа сосредоточены в нескольких странах Ближнего Востока, России и Венесуэле, чей вклад в мировой ВВП составляет чуть более 5%, тогда как страны, производящие более 60% мирового ВВП (США, Евросоюз, страны Азиатско-Тихоокеанского региона), контролируют меньше 10% мировых запасов углеводородов. Хотя нефтегазовых ресурсов в мире достаточно еще как минимум на 40--50 лет, со временем зависимость этих стран от импорта энергоносителей будет только нарастать.

Такая ситуация сама по себе является довольно взрывоопасной и требует скоординированных международных мер, призванных вернуть международным энергетическим рынкам уверенность в стабильных и надежных поставках энергоносителей. Необходима система международных гарантий того, что цены на рынках будут сбалансированными, что инвестиции в разработку необходимых человечеству ресурсов будут осуществляться, а государства, богатые ресурсами, не будут узурпировать их и пытаться оказывать силовое давление на государства, ресурсами не обладающие, для укрепления своих геополитических позиций в мире. Если не создать сегодня подобного рода «архитектуру» системы международной энергетической безопасности, в будущем человечество ожидают неизбежные конфликты из-за доступа к энергетическим ресурсам, угрожающие в первую очередь странам-обладательницам.

Однако уже сейчас очевидна угроза того, что саммит может обернуться интеллектуальным провалом. Россия попросту разбазарила полгода, которые по традиции отводятся будущей стране-председателю для подготовки предложений по повестке саммита. Помимо общих слов и заявлений президента Путина о том, что Россия хочет стать «законодателем мод» в мировой энергетике, государства «восьмерки» так и не увидели конкретных предложений от России по реальным проблемам энергетической безопасности -- доступу к ресурсам, углублению интеграции стран -- производителей и потребителей энергии, транспарентности данных о запасах нефти и газа, обеспечению стабильности транспортировки и транзита энергоресурсов. Вместо этого лидерам стран «восьмерки» предлагается, по сути, пропеть коллективную здравицу богатой углеводородами России и уповать на то, что Россия будет надежным поставщиком энергии в будущем, не получив взамен никаких внятных обязательств.

Настоящей содержательной дискуссии по проблемам энергетической безопасности на саммите, таким образом, уже не получится. Для ее подготовки нужно время, которое безнадежно упущено.

У российских властей не должно быть никаких иллюзий по поводу того, каким образом эта ситуация воспринимается на Западе. С нами сейчас предпочитают не спорить, потому что это непродуктивно. Однако об укреплении международного имиджа России можно забыть. Отсутствие серьезных содержательных идей к саммиту, безусловно, крупный внешнеполитический провал российских властей.

Не самым лучшим фоном для обсуждения вопросов энергетической безопасности в рамках «восьмерки» стал и недавний газовый конфликт России и Украины, отголоски которого еще долго будут больно ударять по репутации нашей страны как надежного поставщика энергоресурсов на мировые рынки. Не углубляясь в суть российско-украинского спора, стоит заметить, что весомой его деталью явилось полное отсутствие внимания России и «Газпрома» к механизмам обеспечения бесперебойных поставок газа в Европу в момент прекращения его подачи на Украину. Более того, европейцев по сути дела не предупредили должным образом о возможных перебоях в подаче газа -- российские эмиссары перед Новым годом не ездили в Европу для разъяснения ситуации европейским партнерам, подготовки возможных совместных мер реагирования на украинский кризис. Никаких механизмов хеджирования рисков европейских потребителей в случае отключения подачи газа на Украину не было предложено. Просто отключили газ, зная о возможных перебоях в снабжении газом наших европейских партнеров, и нашли нужным лишь в телевизионных заявлениях возложить ответственность за это на украинскую сторону.

Подобное поведение, конечно же, не характеризует Россию как надежного энергетического партнера мирового сообщества. От последствий такого рода действий России предстоит теперь еще долго «отмываться».

Да и в целом резкое ухудшение ситуации в российском энергетическом секторе в последние годы в результате вмешательства государства не способствует укреплению нашего имиджа как мировой энергетической державы. Скорее мы начинаем смахивать на «страну упущенных возможностей» типа Мексики, где государственный контроль, неэффективность и коррупция не дают возможности эффективно реализовывать национальный энергетический потенциал. Похожая ситуация и у нас. Темпы добычи нефти и газа в 2005 году резко замедлились, упав до 1--2%. Впереди у России -- переход к освоению новых, не обустроенных пока нефтегазовых провинций, однако российская финансовая система не готова выделять «длинные» деньги на такие проекты, государственные нефтегазовые компании обременены огромными долгами, образовавшимися в результате сомнительных многомиллиардных сделок, а допуск иностранных инвесторов к разработке новых месторождений российские власти планируют ограничить. Замкнутый круг.

Российским властям пора осознать, что энергетическая безопасность -- не средство международного пиара и геополитики, а серьезная глобальная проблема, решение которой возможно только совместными усилиями международного сообщества. Пока что ясно одно -- надежды на то, что ее решению поможет саммит «восьмерки», не оправдываются.

Владимир МИЛОВ, президент Института энергетической политики