|
|
N°169, 17 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Thank you, Russia
Трагедия расставила все на свои места
Во времена кризиса сразу становится ясно, кто твой настоящий друг, а кто -- друг до первого несчастья. В час беды, которая обрушилась сегодня на Америку, Россия наглядно продемонстрировала, что нити, соединяющие наши две страны и наши два народа, гораздо крепче противоречий, нас разъединяющих.
В последние несколько лет обманутые ожидания и сомнения в искренности намерений породили недоверие между лидерами и народами наших стран. Опросы, проведенные в России мною и профессором Гарвардского университета Тимоти Колтоном в 1999--2000 годах, дают неутешительные данные: 55% россиян считают, что США представляют угрозу для безопасности России. Опросы, проведенные среди граждан США, показали: значительно меньшее число американцев считают, что Россия угрожает национальной безопасности США, но в последние годы недоверие к вашей стране усилилось.
Однако эти опросы были проведены в то время, когда реальная вероятность катастрофы была мала и взаимные угрозы одной страны другой -- весьма абстрактны. Это в большей степени относилось к американцам, которые многие десятилетия наслаждались миром на своей земле. Нанесение удара по американской территории заставило нас отчетливо представить себе реальную угрозу нашей безопасности. И исходит она не от России. Напротив, трагические события с особой остротой показали, насколько сблизились наши страны за последние 10 лет.
Российский президент Владимир Путин был первым зарубежным лидером, который связался с нашим президентом Джорджем Бушем. Чиновники администрации Буша отметили тот факт, что он сделал это первым. В трагический для Америки момент Путин продемонстрировал твердую солидарность с Соединенными Штатами. Удар, нанесенный по США, -- это акт войны, объявленной всем демократическим цивилизованным государствам в мире. Путин ясно дал понять, на чьей он стороне. Его резкая и недвусмысленная реакция на события выгодно отличает Россию от других государств, которые предпочли сделать нейтральные формальные заявления, в которых не было ни слов возмущения, ни заверений помочь США в борьбе с террористами.
На человеческом уровне я был очень тронут потоком телефонных звонков и писем по электронной почте, в которых мои друзья из России выражали поддержку моей стране в час беды. Это искреннее выражение солидарности и негодование в адрес террористов, высказанное россиянами, больше чем какое-либо другое событие на моей памяти убедило меня в том, что американцы и русские разделяют общие ценности и у нас есть все предпосылки, чтобы объединиться и стать частью единого международного сообщества.
Конечно, в американо-российских отношениях были и есть спорные вопросы, и они не разрешатся в результате акта войны против США. Но сегодняшняя ситуация заставляет посмотреть на них иначе. Власти США, без сомнения, пересмотрят свое отношение к попыткам России задушить терроризм в Чечне. Российским же властям необходимо с большим вниманием отнестись к высказываемым США опасениям в связи с экспортом Россией ядерных технологий в Иран. Кампания Америки по пересмотру договора по ПРО скорее всего пойдет на убыль. И можно надеяться, что опасения России по поводу расширения НАТО на Восток несколько утихнут.
В ретроспективе 90-е годы ХХ века будут выглядеть как «эра невинности». 11 сентября 2001 года стало концом «конца истории». Началась новая эра, в которой войны, оружие и борьба за господство снова станут главными темами международной политики. К несчастью, России не посчастливилось изведать 10 мирных лет после окончания «холодной войны». Обе наши страны сейчас вступают в новую эпоху, и от сознания того, что теперь мы можем быть союзниками, а не врагами, на душе становится немного спокойней.
Майкл МАКФОЛ, ведущий эксперт Фонда Карнеги, профессор политологии Стэнфордского университета - специально для газеты «Время нов