|
|
N°169, 17 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Третьим будешь
Французы создают в России еще один банк для экспортеров
К двум действующим в России «дочкам» французских банков -- «Креди Лионэ Русбанк» и «Сосьете Женераль Восток» -- до конца года присоединится еще одна -- ЗАО «Натексис Банк Попюлэр» (НБП). Новый игрок собирается сосредоточиться на среднесрочном кредитовании сырьевых предприятий, ориентированных на экспорт.
Центробанк, вероятно, зарегистрирует НБП до конца года, поскольку необходимые документы были поданы в ЦБ этим летом, сказал газете «Время новостей» глава юридического управления НБП Евгений Прокопенко. Он отказался назвать сумму, которую материнский банк внесет в капитал НБП, но не исключил, что ее величина значительно превысит минимальный размер уставного капитала для нового банка с иностранными инвестициями (10 млн евро).
НБП будет стопроцентной «дочкой» Natexis Banques Populaires (NBP). На 1 января 2001 года собственный капитал этого среднего по французским меркам банка равнялся 5,5 млрд евро, активы -- 54,6 млрд евро. Рыночная капитализация NBP составляла на 14 сентября 4,1 млрд евро. Контрольный пакет акций NBP принадлежит группе Banques Populaire. NBP -- универсальный банк, работающий со средним и крупным бизнесом. У него насчитывается 64 филиала и представительства во Франции и за рубежом.
Российская клиентура начала формироваться у NBP около семи лет назад, рассказывает г-н Прокопенко. Тогда это был банк Natexis, поглощенный в 1999 году группой Banques Populaires. Французы кредитовали нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, а также металлургические предприятия. К 1998 году их российский кредитный портфель достиг 150 млн долл.
Августовский кризис 1998 года никак не сказался на российском бизнесе Natexis, поскольку его заемщики сохранили ликвидность, рассказывает г-н Прокопенко. В последнее время объем кредитов, выданных NBP российским компаниям, колеблется в пределах 150--250 млн долл. в год.
Иностранные банки первой волны приходили в Россию, как правило, вслед за транснациональными компаниями, которые были их клиентами в глобальном масштабе. В отличие от них NBP делает ставку на российских клиентов. В первые годы банк собирается сосредоточиться на работе с отраслями «первого передела».
«У российских компаний огромный инвестиционный потенциал, -- говорит г-н Прокопенко. -- Благодаря доступу к западному финансированию мы сможем предоставлять им среднесрочные кредиты по конкурентоспособным ставкам».
Приход NBP в Россию может привести к усилению конкуренции между «дочками» западных банков. «У меня такое ощущение, что у нас в банковском секторе и так слишком много «иностранцев», -- размышляет заместитель гендиректора РА «Интерфакс» Михаил Матовников. -- Чтобы окупить операционные издержки, им придется привлекать средства в России, а получится ли это у них -- большой вопрос».
Владимир ФЕДОРИН