|
|
N°5, 17 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Работа над ошибками
«Газпром» рассказал иностранным инвесторам историю войны и мира
Стоило Владимиру Путину на встрече с Ангелой Меркель посетовать, что России не удалось своевременно и ясно объяснить западным партнерам сути газового конфликта с Украиной, как в «Газпроме» уже провели работу над ошибками. Вечером зампред правления концерна Александр Медведев и начальник юридического департамента (по совместительству -- содиректор швейцарского трейдера RosUkrEnergo) Константин Чуйченко полтора часа разъясняли иностранным инвесторам суть проблемы и детали договоренностей. Если два выступления всего лишь совпали, то все равно произошло это весьма своевременно. У западной общественности накопилось много вопросов к новой схеме поставок газа на Украину, а у «Газпрома» была потребность дать на них «правильные» ответы.
Топ-менеджеры концерна говорили, что главная цель газовой войны -- обеспечение безопасности европейских потребителей. А условия мира позволяют повысить надежность газоснабжения ЕС. Кроме того, они с радостью сообщили, что решение о передаче 50-процентной доли в RosUkrEnergo с баланса Газпромбанка на баланс «Газпрома» принято (впрочем, стоит подчеркнуть, что ореол скандальной непрозрачности компании RosUkrEnergo придает реальный собственник вторых 50% акций, интересы которого представляет швейцарская компания Raiffeisen Investment, -- он по-прежнему неизвестен). Впрочем, они так и не смогли убедительно объяснить необходимость присутствия в схеме этой швейцарской компании и особенно ее полномочия экспортировать в Европу значительные объемы газа. И не захотели раскрывать детали контрактных взаимоотношений RUE с «Газэкспортом», а значит и прибыльность бизнеса посредника.
Зампред правления «Газпрома» начал с набившей оскомину фразы: «Газовый конфликт России и Украины полностью исчерпан». И на все провокационные вопросы о рисках, связанных с возможной после парламентских выборов сменой курса, отвечал философски. «Правительства приходят и уходят, а газовики остаются, -- заметил г-н Медведев. - Контракты подписаны «Газпромом» и «Нефтегазом Украины». Я не вижу серьезной опасности оспаривания этих соглашений».
Историю перехода «на рыночные отношения» с Киевом глава экспортного блока «Газпрома», по его собственному признанию, рассказывал с «истинным удовольствием». Она неоднократно печаталась в прессе, а никаких свежих деталей г-н Медведев добавлять не стал. Свой краткий экскурс топ-менеджер газового монополиста завершил заявлением, что в ходе конфликта с Украиной «Газпром» «последовательно защищал не только свои интересы, но и безопасность европейских потребителей». В дальнейшем он раскрыл эту мысль: «Мы пошли на эти крайние меры только для того, чтобы создать систему поставок газа (в Европу. - Ред.), которая не будет зависеть от транзитных запросов конкретной страны».
На самые интересные вопросы о деятельности RosUkrEnergo времени почти не осталось. Г-н Медведев сообщил, что в связи предстоящей «приватизацией» (почему-то не продажей иностранному инвестору, а именно приватизацией) Газпромбанка наблюдательный совет этой кредитной организации принял решение вчера передать долю в RosUkrEnergo на баланс «Газпрома». Он подчеркнул, что никакого согласия Dresdner Bank, который должен выкупить допэмиссю акций Газпромбанка (33% уставного капитала), на эту транзакцию не требуется -- в связи с тем, что немецкий покупатель еще не завершил оценку приобретаемого актива. По информации «Времени новостей», решение о передаче пакета акций RosUkrEnergo от Газпромбанка к «Газпрому» действительно пока стратегическое и не содержит конкретного механизма передачи (продажи, обмена). Механизм будет определен после проведения независимой оценки 50% RosUkrEnergo, что даст возможность получить авторитетное представление о стоимости бизнеса, которым «Газпром» поделился с швейцарским трейдером.
Вчера раскрывать детали контрактов на продажу «Газпромом» среднеазиатского газа RosUkrEnergo, г-н Медведев категорически отказался. «Мы не дадим вам возможность жонглировать цифрами», -- заявил он иностранным инвесторам. Но признал, что договоры заключены на длительный период.
«Мы должны заглянуть в недавнее прошлое, -- сказал он, отвечая на вопрос о необходимости RosUkrEnergo в схеме поставок. - Мы были последовательны. Мы выступали против «Итеры», настаивали на прозрачном владении Eural Trans Gas (обе компании -- предшественницы RUE в этом бизнесе - Ред.). На сегодняшний день мы продемонстрировали абсолютную прозрачность в части российской доли в RosUkrEnergo. И у меня нет никаких оснований сомневаться, что представленная украинской стороной Raiffeisen Investment является реальным инвестором».
И уж совсем путанное объяснение было представлено на вопрос, зачем «Газпром» продает посреднику 17 млрд кубометров газа по 230 долл. для реэкспорта в Европу, хотя мог самостоятельно реализовать этот объем на европейских рынках с максимальной выгодой. «Они помогали нам с решением очень серьезной проблемы по газу, застрявшему в украинских подземных хранилищах, -- сообщил г-н Медведев. - И когда переговоры с украинцами по поставкам зашли в тупик, мы посчитали уместным воспользоваться возможностями RosUkrEnergo вновь».
Алексей ГРИВАЧ