|
|
N°6, 18 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ничего катастрофического
Главный архитектор российских экономических реформ Егор Гайдар оценил действия своих последователей
Директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар изложил вчера свое видение нынешней экономической ситуации в России, призвав правительство не почивать на лаврах аномально высоких цен на российскую нефть.
Г-н Гайдар, в начале 90-х годов возглавлявший правительство, которое начало исторические рыночные реформы, уверен, что нынешнему кабинету министров необходимо разработать подробный план действий на случай резкого падения цен на нефть, за счет доходов от экспорта которой определяющим образом зависит благополучие российского бюджета. (Сейчас российская нефть марки Urals стоит примерно 60 долл. за баррель). Несмотря на то что никто из аналитиков не прогнозирует существенного падения нефтяных цен не только в ближайшей, но и в среднесрочной перспективе, ученый-экономист полагает, что к худшему готовиться все же надо. В том числе потому, что «прогнозировать цены на нефть никто не может».
Для пущей убедительности Егор Гайдар напомнил, что в 1986 году цена нефти упала в шесть раз (сейчас, по его словам, стоимость «черного золота» приблизилась в реальном исчислении к уровню 1985 года), и именно это стало «катализатором краха советской экономики» и последующего распада Советского Союза. Снижение же цен чуть более чем в два раза в 1997--1998 годах «запустило механизм финансового краха 1998 года», добавил он.
Допустив, что нефть вскоре подешевеет, г-н Гайдар, основываясь на исследовании возглавляемого им института, сказал, что до 2009 года стране по большому счету ничего грозит. Удержать ситуацию позволят накопленные ресурсы, в том числе аккумулированные в стабилизационном фонде и резервах Центробанка. Однако в последующие годы риски увеличатся. «Сегодня система бюджетных обязательств такова, что уже при цене нефти 25 долл. за баррель возможны тяжелые проблемы с бюджетом, платежным балансом, с поддержанием стабильной национальной валюты», -- говорит ученый.
Г-н Гайдар сообщил, что в Институте экономики переходного периода разрабатываются рекомендации для властей, как действовать в случае резкого удешевления энергоносителей на мировых рынках, «чтобы страна не оказалась в положении утра 22 июня 1941 года». Одна из рекомендаций -- не тратить "свалившиеся с неба" деньги. Егор Гайдар высказался за направление в стабилизационный фонд большего количества средств от экспорта нефти, за возврат к прежней цене отсечения при формировании стабфонда -- 20 долл./баррель (сейчас 27 долл./баррель). «С экономической точки зрения, цена отсечения в 20 долл. вопросов не вызывает, но как сделать это политически», -- задается вопросом г-н Гайдар. Именно в стерилизации нефтедолларов ученый-экономист видит основной инструмент для снижения инфляции. Также для достижения этой цели г-н Гайдар считает нужным ограничить внешние заимствования госсектором, которые в минувшем году побили все рекорды. По его словам, правительство с огромным трудом достигло важной, в том числе с точки зрения сдерживания инфляции договоренности с Парижским клубом о досрочном погашении долгов. «Как можно допускать на таком фоне огромные заимствования госкомпаний, честно говоря, у меня нет объяснений», -- посетовал Егор Гайдар.
В предоставлении российскими банками больших кредитов крупным госкомпаниям г-н Гайдар видит угрозу банковского кризиса в России в течение трех-четырех лет. «Риски банковского сектора при неблагоприятном изменении мировой конъюнктуры возрастают», -- пояснил экономист, отметив, что эту «одну из наиболее серьезных для экономики угрозу» в правительстве понимают и «предпринимают определенные шаги».
Что касается расходования средств стабилизационного фонда, то здесь, на взгляд г-на Гайдара, существует набор возможных решений, которые не вредят экономике. Можно, например, трансформировать стабфонд в фонд будущих поколений, «интегрировав пенсионную реформу, с которой у нас не все в порядке, с проблемами нефтяных доходов».
Оценивая по пятибалльной системе качество экономического роста в России, Егор Гайдар поставил «четыре». Структурные же реформы в 2000--2002 годах проводились, на его взгляд, на «пятерку», зато в 2003--2005 годах -- на «двойку». Давая прогноз на год наступивший, г-н Гайдар был краток. По его словам, в 2005 году в экономике «ничего катастрофического не происходило», также «ничего катастрофического не предвещает и 2006 год».
Михаил ВОРОБЬЕВ