|
|
N°5, 17 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заемный оптимизм
Неожиданно для правительства ввоз капитала в Россию превысил его вывоз
Оказалось, что в прошлом году сбылась давняя мечта российских чиновников: впервые в истории современной России приток частного капитала в страну превысил отток. Этой радостной вестью вице-премьер Александр Жуков поделился вчера с Владимиром Путиным на традиционной встрече главы государства с членами кабинета министров.
По предварительным данным Центробанка, в 2005 году чистый приток частного капитала в Россию (разница между притоком и оттоком) составила 300 млн долл. Такого итогового показателя движения капитала, похоже, не ожидали ни эксперты, ни финансовые власти. Еще в конце сентября министр финансов Алексей Кудрин прогнозировал чистый вывоз частного капитала на уровне 10 млрд долл. Глава Центробанка Сергей Игнатьев чуть раньше говорил примерно о такой же сумме чистого оттока капитала -- 9,3 млрд долл. Причем для таких прогнозов были все основания: в первом полугодии 2005 года чистый отток капитала составил 3,9 млрд долл. Однако затем денежная река, круша все прогнозы, двинулась вспять. Третий квартал показал уже чистый приток в размере 8,1 млрд долл. Результат четвертого квартала (минус 3,9 млрд долл.) не смог повлиять на общий положительный годовой итог.
По мнению г-на Жукова, большой приток иностранного капитала в Россию «свидетельствует о позитивных изменениях в инвестиционном климате». С вице-премьером согласны эксперты. «Это говорит о том, что ситуация с инвестиционным климатом улучшилась. Капиталу в России становится более комфортно», -- заявил «Времени новостей» экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Россия является очень привлекательным местом для инвестиций. Страна переживает бурный рост. Политические риски вошли в разумное русло, и это признают все», -- добавляет аналитик инвестиционной компании «Атон» Алекс Конторович.
Впрочем, не все столь однозначно. Дело в том, что столь лестный для правительства показатель притока-оттока капитала стал возможен только благодаря рекордным заимствованиям за рубежом банков и государственных компаний. В сумме они набрали долгов на сумму более 57 млрд долл., что почти в 2,5 раза превышает результат 2004 года. Только две госкомпании -- «Роснефтегаз» и «Газпром» -- взяли кредиты на 20,6 млрд долл. Первая заняла 7,5 млрд долл. на покупку акций «Газпрома» (таким образом, государство стало полноправным собственником контрольного пакета акций газового монополиста и формально выполнило все условия для либерализации рынка его акций), вторая -- 13,1 млрд долл., на которые купила «Сибнефть». «Если бы не эти заимствования, был бы чистый отток капитала», -- предполагает г-н Струченевский.
Нельзя сказать, что рост долгов госсектора пришелся всем по душе. Чиновники Министерства финансов в конце года стали активно выражать опасения, что это может негативно сказаться на инфляции и состоянии платежного баланса. И даже предложили ограничить внешние заимствования госкомпаниями. «Темпы роста заимствований госкомпаниями увеличиваются. Уже заявлены многочисленные многомиллиардные размещения (ценных бумаг. -- Ред.) в начале 2006 года», -- сообщил в декабре на конференции в Санкт-Петербурге директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. «Говорят, что государство не отвечает по долгам госкомпаний, -- продолжал он. -- Это не совсем так. Международные рейтинговые агентства устанавливают высокие рейтинги госкомпаниям во многом из-за того, что рассчитывают на поддержку этих компаний государством. Государство не может себе позволить сказать, что оно не имеет никакого отношения к этим компаниям». Г-н Саватюгин не исключил, что в первом квартале 2006 года будут выработаны определенные принципы заимствований денег госкомпаниями, поскольку этот вопрос внесен в список антиинфляционных мер.
Видимо, в том числе и по этой причине эксперты считают, что вряд ли в наступившем году госкомпании (равно, как частные компании и банки) побьют «заемный» рекорд прошлого года. Однако, на взгляд г-на Конторовича, наметившуюся тенденцию движения капитала это не изменит, и по итогам 2006 года также может быть зафиксирован его чистый приток.
Михаил ВОРОБЬЕВ