|
|
N°5, 17 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медленно и печально
Финишировал самый удачный для наших гонщиков «Дакар»
В Сенегале закончилась самое известное ралли в мире «Дакар». Но последний этап -- 110 км по песчаному берегу вокруг Розового озера -- сложно было назвать праздником. Из-за смерти двух детей, погибших под колесами автомобилей накануне, последний отрезок ралли-рейда решено было проводить без контроля времени. Теперь список жертв «Дакара» за 28-летюю историю насчитывает уже более 50 человек. И с каждым годом девиз гонок «Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался» приобретает все более зловещий оттенок.
Среди тех, чьи жизни забрала пустыня, и родоначальник гонки французский путешественник Тьерри Сабин. В 1977 году он, заблудившись в Ливии, выжил лишь чудом. Но поклялся вернуться и покорить пустыню. Уже через год состоялся первый ралли-рейд Париж--Дакар. А двадцать лет назад разбился вертолет, в котором находился организатор гонки Сабин. С тех пор почти ни один год не обходится без трагедий. Участники «Дакара» гибли под пулями и взрывались на минах, разбивались в авариях и блуждали в Сахаре, а зрители попадали под колеса джипов и грузовиков.
Из 51 человека, погибшего на «Дакаре», 23 профессиональных спортсмена. Но среди них тоже есть особая группа риска -- мотогонщики. В прошлом году погиб испанец Хосе Мануэль Перес и двукратный победитель ралли-рейда итальянец Фабрицио Меони. Эта гонка унесла жизнь австралийца Энди Калдекотта. На самом деле Калдекотт не должен был участвовать в нынешнем «Дакаре». Он заменил получившего травму испанца Хорди Дюрана в самый последний момент. Сам австралиец признавался, что совершенно не готов к гонке на выживание и решился принять в ней участие лишь с надеждой стать победителем одного из этапов.
Прошлогодний чемпион в классе мотоциклов француз Сирил Депре тоже вполне мог не закончить эту гонку. На одном из первых этапов он попал в аварию, и неизвестно, как бы все сложилось, если бы на помощь ему не пришли его конкуренты. «Мы приехали через несколько минут после того, как все произошло. Сирил был без сознания, мы втроем пытались привести его в чувство и ждали помощи», -- рассказывал испанец Марк Кома, который в итоге и выиграл «Дакар». К чести Депре, он, получив очень болезненную травму плеча (речь даже шла о возможном переломе ключицы), решился все-таки продолжить гонку и не только сумел доехать до финиша, но и завоевал второе место.
Всего же до Дакара добрались лишь 93 мотоцикла, 68 автомобилей и 35 грузовиков. Это меньше половины стартовавших в новогоднюю ночь из Лиссабона экипажей. Среди них и внедорожник Леонида Новицкого и Олега Тюпенкина, преодолевший 15 этапов общей протяженностью 9043 км. Финиш экипажа Новицкий--Тюпенкин в зачете легковых автомобилей -- первый в российской истории «Дакаров». Событие для нас значимое, поскольку пройти супермарафон удается далеко не всем опытнейшим и авторитетным гонщикам.
В итоге наш экипаж занял 25-е место в зачете своего класса, впереди, например, восьмикратного победителя «Дакара» Стефана Петранселя. Остальные три машины, представлявшие Россию, до финиша добраться не смогли. Штурман Олег Тюпенкин уже два раза принимал участие в ралли Париж--Дакар в середине 1990-х годов. Дебютировавший в легендарном ралли-рейде 37-летний Леонид Новицкий -- автогонщик с относительно небольшим опытом. В автоспорт он пришел в 2001 году, но уже успел выиграть Кубок России-2005 по ралли-рейдам. А участие в гонке «Дезерт челлендж», проходившей в Эмиратах в декабре прошлого года, принесло его нынешнему экипажу второе место в классе машин Т1/2. При этом Леонид Новицкий не профессиональный автогонщик -- в обычной жизни он также связан с техникой, только сельскохозяйственной, является заместителем генерального директора компании «Росагролизинг».
«Дакар» -- это самая настоящая легенда, и поэтому сравнивать его с другими гонками невозможно, -- поделился своими впечатлениями с корреспондентом «Времени новостей» Новицкий. -- Здесь все другое -- скорости, ритм, природа. Хотя, к сожалению, живописными красотами полюбоваться не получилось -- загрузка гонкой была стопроцентная. Однако приобщиться к этому великому действу уже здорово! Впрочем, это совершенно не означает, что на «Дакаре» главным для нас был олимпийский принцип, -- мы действительно боролись за победу в любительском зачете. Пустыня не стала для нас чем-то неожиданным, мы знали, как вести себя в песках: нам очень помогло участие в ралли в Эмиратах в декабре прошлого года. Ну а после этого «Дакара» мы стали еще опытнее, так что, полагаю, в дальнейшем результаты россиян будут только расти».
Естественно, нынешний «Дакар» не был бы полноценным, если бы на нем не победил российский «КамАЗ». Между прочим, седьмой уже год подряд. На этот раз победа в супермарафоне досталась экипажу Владимира Чагина со штурманом Семеном Якубовым и механиком Сергеем Савостиным. Причем пятая победа Чагина на «Дакаре» получилась достаточно легкой. Выиграв шесть первых этапов, его «КамАЗ» опережал конкурентов более чем на три часа, и оставшуюся часть дистанции надо было проехать только без лишних приключений. Третье место тоже у российского экипажа во главе с прошлогодним победителем ралли-рейда Фирдаусом Кабировым. А вторая ступень на подиуме грузовиков досталась голландцу Хансу Стейси.
Андрей ВДОВИН