|
|
N°5, 17 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сто дней одиночества
Георгий Боос пока слишком радикален для Калининградской области
Георгий Боос променял столицу и место вице-спикера Госдумы на должность провинциального лидера -- губернатором Калининградской области он работает уже сто дней. Это недостаточный срок для реализации крупных проектов, но его вполне хватает, чтобы подвести первые, предварительные итоги.
Когда г-н Боос впервые приехал в Калининград, местные политики и бизнесмены насторожились: что этот москвич, владеющий суперприбыльным бизнесом, сможет сделать для развития региона, в котором раньше практически никогда не был? Г-н Боос взял с места в карьер. Еще не назначенный облдумой и даже не предложенный президентом, он сразу начал знакомиться с областью -- в сопровождении многочисленной свиты из местных ВИПов ездил по районам. И везде его принимали как уже назначенного губернатора. Он вникал в проблемы, давал указания. Главой региона в то время был экс-командующий Балтийским флотом Владимир Егоров. На фоне харизматичного москвича он сразу как-то сник и досрочно сложил полномочия.
28 сентября 2005 года Георгий Боос в торжественной обстановке принес губернаторскую присягу. Попев немного под гитару и вечером отдохнув у одного из местных олигархов в бунгало на Куршской косе, следующим утром он вышел на работу. Поначалу новый губернатор был для местного населения как заморская диковинка. Он постоянно озвучивал все новые и новые идеи, удивляя широтой «замаха» и неистощимой энергией. При прежней аморфной администрации все привыкли, что власть работает степенно, с перерывом на обед. А не так, как г-н Боос, -- с раннего утра до глубокой ночи.
Впрочем, работать именно так его никто не заставлял. По большому счету это его личная инициатива. Людям ведь главное не то, как работает власть, а что конкретно она делает. Просчитывает ли она социальные последствия своих действий? Для Калининграда это особенно актуально: чуть перегнешь палку -- и тут же социальный протест. Местные жители привыкли считать себя обделенными, оторванными от основной России, а потому часто претендуют на повышенное внимание. Поэтому когда новая правительственная команда, толком не разобравшись в ситуации, предложила максимально повысить транспортный налог, калининградские автомобилисты (а это каждый третий житель области) мгновенно устроили акцию протеста: на свои авто они повесили оранжевые ленточки. Новая власть имела бледный вид. В итоге пришлось пойти на попятную -- совсем уж задирать транспортный налог не стали.
Все минувшие сто дней получалось так, что практически каждое, пусть даже случайно оброненное слово г-на Бооса тут же становилось сенсацией. Так вышло с идеей об увеличении населения Калининградской области. Речь шла о приглашении, в том числе из стран Балтии, новых рабочих рук -- квалифицированных и сравнительно недорогих. А восприняли ее буквально: русскоязычные жители Латвии завалили областное правительство просьбами забрать их в Калининград. Так что теперь г-н Боос старается быть осторожнее в своих высказываниях.
Однако это ему не всегда удается. Недавно губернатор заявил, что намерен построить в одной из промышленных зон региона гигантский нефтеперерабатывающий завод с объемом переработки в десятки миллионов тонн. А уж когда г-н Боос дал понять, что этот проект стоимостью примерно в 3 млрд долл. возьмет на себя ЛУКОЙЛ, то местные нефтяники (а это как раз и есть ЛУКОЙЛ) обомлели. Просто так выполнять желание главы региона никто не станет. Для столь крупного проекта нужны и льготы соответствующие -- например, включить НПЗ в состав участников особой экономической зоны. Это дало бы налоговые и таможенные преференции на 12 лет. Г-н Боос ездил с идеей строительства НПЗ к президенту Владимиру Путину, который ее поддержал. Но на уровне правительства все заглохло. Закон об особой экономической зоне на подписи у Путина, но НПЗ в число обладателей льгот не включен. Так что нефтяники отказались -- зачем строить НПЗ в Калининграде, когда аналогичные производства есть в Литве и Польше?
Впрочем, г-н Боос не унывает. У него есть как минимум еще три мегапроекта. Их он намерен озвучить в феврале. А заодно рассказать и о программе развития Калининградской области до 2015 года. Пока все хранится в строжайшем секрете -- видимо, чтобы раньше времени не возникло проблем с правильным пониманием инициатив.
Зато с местной Думой г-н Боос сумел выстроить настолько конструктивные отношения, что парламентарии, кажется, и мыслят с губернатором в унисон. Все его законодательные инициативы они принимали на ура. Через два месяца в Калининградской области будет новая Дума -- предвыборная кампания уже идет. И г-н Боос приложит, разумеется, все силы, чтобы новый парламент был не хуже. Политических мракобесов в Думу постараются не пустить, а вот партии власти и лояльным -- зеленый свет.
Вадим СМИРНОВ, Калининград