|
|
N°4, 16 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Лас-Вегас в гости
На выставке бытовой электроники Россия была представлена только посетителями
Время традиционной новогодней засухи на новости для информационно-технологической промышленности заканчиваются в первых числах января, когда в Лас-Вегасе, штат Невада, стартует ежегодная выставка Consumer Electronics Show (CES). Со дня открытия CES и спустя еще много дней после ее окончания недостатка в информации об IT-новинках не ощущается. Скорее наоборот.
В этом году выставка официально называлась 2006 International CES и проходила с 5 по 8 января. За четыре дня шоу посетили минимум 150 тыс. человек из 130 стран. Число участников мероприятия, арендовавших стенды, превысило две с половиной тысячи. Экспонаты организаторы выставки сгруппировали в 33 категории: от электронных аксессуаров, мобильных телефонов и аудиотехники до роботов, цифровых автомобилей и речевых технологий.
У CES длинная и впечатляющая история, которая началась задолго до прихода цифровых технологий. На CES впервые были продемонстрированы технологии и изделия, породившие впоследствии новые огромные рынки. В 1970-м -- бытовой видеомагнитофон, в 1974-м -- проигрыватели лазерных дисков, в 1981-м -- бытовая видеокамера и CD-проигрыватель, в 1990-м -- цифровое аудио, в 1993-м -- системы цифрового радио, в 1998-м -- телевидение высокой четкости.
Начиная с 2000 года этот список продолжают технологии, степень принципиальной новизны которых неочевидна: плазменные телевизоры, технология записи-чтения для лазерных дисков высокой емкости Blu-Ray, интернет-телевидение и даже игровая приставка Microsoft Xbox, представляющая собой вполне частный случай устройств такого рода. Тем не менее нынешнюю невиданную популярность CES приобрела именно с началом нового тысячелетия.
В период IT-бума 90-х годов выставка не была заметна на фоне крупнейших компьютерных шоу -- Comdex (тоже Лас-Вегас), CeBIT (Германия) и Computex (Тайвань). Но как только IT-производство стало по-настоящему массовым, ситуация изменилась -- теперь публике более всего интересны не компьютеры, а компьютеризированная бытовая электроника (consumer electronics).
Какие долговременные тенденции развития массовых IT-товаров продемонстрировала CES на сей раз, окончательно станет ясно спустя несколько месяцев, в течение которых показанные на выставке новинки пройдут испытание рынком. Сейчас можно отметить только наиболее очевидные тренды и упомянуть некоторые любопытные новинки.
IT-промышленность окончательно перестала быть «вещью в себе». Решающим условием успешной конкуренции стали не технические характеристики изделий, а эстетические критерии оценки, способность удовлетворить спрос с учетом индивидуальных предпочтений покупателя. Забавный и тем не менее типичный пример -- продукция дизайнерской студии Otazu из Амстердама (выполненная, заметим, аргентинцем Родриго Отазу, прежде работавшим на Calvin Klein). Тривиальный с точки зрения вычислительных возможностей позолоченный ноутбук, инкрустированный шестьюстами бриллиантами величиной от 0,1 до шести карат, по цене 47 тыс. долл., если верить сообщению 3DNews.Ru. Чтобы выделиться на общем фоне, многие производители также маскируют банальные цифровые аудиоцентры и стационарные телефоны под старину -- деревянные радиоприемники и магнитолы середины прошлого века.
Еще одно наблюдение состоит в том, что граница между IT-индустрией и традиционными рынками товаров массового спроса год от года становится все более размытой. В Лас-Вегасе, по словам издателя 3DNews Андрея Кузина, были презентованы не менее сотни «цифровых автомобилей». Они представляют собой серийно выпускаемые машины, обильно оснащенные электронными устройствами, не имеющими отношения к управлению двигателем и прочими системами автомобиля, а рассчитанными на водителя и пассажиров. К числу таких экспонатов относятся системы спутниковой навигации, средства мобильного доступа к Интернету, автомобильные телеприемники и аудиосистемы, а также централизованное цифровое управление всей компьютерной техникой, установленной на борту. Именно «цифровые автомобили» вызывали у посетителей наибольший интерес.
В качестве отчетливой тенденции 2006 International CES продемонстрировала стремление основных производителей застолбить участок на рынке систем цифрового телевидения высокой четкости (DHTV). Эта технология обещает возникновение сразу двух новых рынков: телевизионных DHTV-приемников и устройств записи-воспроизведения DHTV-контента на лазерных дисках нового формата, рассчитанного на использование т.н. синего лазера. Синий лазер обладает меньше длиной волны и потому позволяет хранить на одном диске существенно больше данных по сравнению с тем, что обеспечивает нынешний стандарт DVD. В качестве стандарта для записи-чтения дисков синим лазером в настоящее время конкурируют форматы HD-DVD (поддерживается Toshiba, Hitachi, Nec, Sanyo) и Blu-ray (поддерживается Sony, Philips, Apple, Dell, Panasonic, Samsung). Выставка продемонстрировала преимущество Blu-ray -- по количеству представленных бытовых проигрывателей этот стандарт заметно превосходит HD-DVD. Решающей причиной тому стала скорее всего поддержка Голливудом именно формата Blu-ray.
Обратила на себя внимание Hitachi. Ее конкуренты просто показали свои варианты техники для воспроизведения видео в формате DHTV, а Hitachi вместе с NTT Cyber Space Laboratories предложила, кроме этого, технологию трехмерного телевизионного изображения. Пионером на этом рынке стал Sharp, который уже два с лишним года производит стереотелевизоры, обеспечивающее трехмерное видео выдающегося качества. Однако чтобы смотреть телевизор от Sharp, зрителю нужны специальные очки. Hitachi обеспечивает объемное видео за счет «сандвича» из двух наложенных друг на друга жидкокристаллических дисплеев.
Что касается телефонов, mp3-плееров и карманных компьютеров, то тут продолжается быстрая эволюция, характерным следствием которой стало удивительное разнообразие устройств такого рода. По пестроте эта электронная фауна напоминает коралловый риф. Предугадать, какие модели в ближайший год захватят новые ниши рынка, а какие проиграют борьбу за выживание, едва ли возможно.
Наша страна на 2006 International CES была представлена лишь посетителями, а не экспонентами. В списке стран, граждане которых приглашены на выставку, на официальном сайте 2006 International CES Россия представлены дважды -- сначала как Russia, а затем как Russian Federation. Что, согласитесь, свидетельствует скорее о нашей пренебрежимо малой роли на мировом рынке информационных технологий массового спроса, нежели об особом почтении организаторов шоу.
Андрей АННЕНКОВ