Время новостей
     N°4, 16 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2006
Несвежая водка
Алкогольный рынок не может привыкнуть к новым правилам
Российским производителям и импортерам алкогольных напитков весь нынешний год придется привыкать к новым правилам игры на алкогольном рынке. Новый закон, регулирующий российский алкогольный рынок и вступивший в силу с 1 января 2006 года, уже заставил приостановить работу несколько крупных ликероводочных заводов. Проблема проста: введенные с января новые акцизные марки пока невозможно купить. Существенные ограничения по доступу на рынок ожидают и маленькие торговые точки, реализующие алкоголь: вступающие в действие с 1 июля 2006 года прочие положения «алкогольного» закона заставят придомовые магазинчики либо укрупняться, либо ликвидироваться.

Закон 102 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» гласит, что с 1 января все спиртное -- и импортное, и отечественное -- должно маркироваться новыми акцизными марками со специальными штрихкодами, содержащими информацию для вводимой с 1 июля Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) контроля и учета спиртного. Марки на импортную продукцию нужно наносить не в стране производства, а на территории России, что увеличит стоимость маркировки в несколько раз. Но это не главная беда. Проблема в том, что новых марок пока не существует в природе: лишь в самые последние дни декабря правительство выпустило постановление о выпуске этих марок. Напечатать их не успели. Поэтому несколько крупных производителей алкоголя приостановили производство.

На сегодняшний день все российские заводы реализуют старые запасы, так как вся алкогольная продукция, выпущенная отечественными производителями до нового года и маркированная марками старого образца, имеет легальное хождение до 1 июля 2006 года. Это же касается и импортной алкогольной продукции, за тем исключением, что ввезена она со старыми марками должна быть не позднее 31 марта 2006 года. Как говорят участники рынка, ситуация с поставками алкогольной продукции в розничную сеть станет критической, если новые марки не появятся до конца января. И тогда легальное спиртное на прилавках может начать вытеснять водка подпольных производителей.

К лету заводам придется еще дополнительно потратиться, на этот раз на оснащение заводских линий производства программным обеспечением и счетчиками учета производства для ЕГАИС. Алкогольный рынок, похоже, станет в этом году одним из главных поставщиков свежих новостей.

Если проблемы с акцизными марками рядового потребителя касаются довольно опосредованно, то сводки со столичного алкогольного фронта касательно намерений властей запретить ночную продажу алкоголя крепостью свыше 15% взволновали немало москвичей. Ведь ограничение будет касаться мелких торговых точек с уставным капиталом менее миллиона рублей. А значит, ночью крепкое спиртное можно будет купить только в крупных торговых центрах. Тем не менее такое развитие событий было вполне ожидаемым. Еще летом, когда был подписан 102-й федеральный закон, регионам, которых лишили права контроля за производителями, передав эти функции федеральному центру, дали возможность вводить ограничения на реализацию алкоголя крепостью свыше 15%. Так что не исключено, что инициативу введения запрета на ночную реализацию водки поддержат и другие регионы. Но даже допуская, что вводить столь радикальные меры местные власти пока спешить не будут, приходится признать: уже с июля нынешнего года спиртное может исчезнуть с прилавков придомовых магазинчиков волей федерального закона.

Укрупнение субъектов рынка, что предполагает 102-й ФЗ, требует от организаций, торгующих алкоголем, не только переоформления лицензий и разрешений, но и стопроцентной авансовой предоплаты за закупленный товар. Кроме этого, оплаченный уставный капитал для торгового предприятия не может быть ниже 1 млн руб. Причем к торговле спиртным будут допускаться только юридические лица, что автоматически вымоет с рынка большинство придомовых магазинчиков, чей оборот обеспечивается в основном именно за счет реализации спиртного.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Алкогольный кризис в России