|
|
N°4, 16 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Анютины глазки
Отказ Марата Сафина защищать прошлогодний титул победителя Открытого чемпионата Австралии по теннису вызвал негативную реакцию даже у традиционно защищающего игроков капитана сборной России Шамиля Тарпищева. Полгода Сафин не играет в теннис из-за травмы колена, которое вроде бы успешно прооперировали и которое, по чисто медицинской логике, уже должно было зажить. Но, похоже, дело тут не в медицинских проблемах. В этом отказе проглядывают "анютины глазки" -- Марат Сафин все отчетливее идет по пути Анны Курниковой. То есть становится не столько выдающимся игроком, сколько выдающимся светским персонажем, для которого теннис является лишь первой профессией, трамплином для тусовочной славы.
Некоторые виды спорта, полностью превратившись в бизнес, совершают следующий коммерческий шаг -- становятся шоу-бизнесом. Браки футболистов с моделями, рекламные контракты знаменитых спортсменов, в разы превышающие сумму их доходов от основной деятельности, уже никого не удивляют. Поэтому искушение как можно быстрее прекратить потом и кровью зарабатывать деньги в большом спорте, превратившись из игрока в персонажа тусовки, очень велико.
О теннисных талантах Анны Курниковой уже давно не вспоминают даже самые отчаянные оптимисты, долгие годы ожидавшие, пока наша красавица наконец начнет выигрывать турниры. Марат Сафин как теннисист, несомненно, гораздо одареннее Курниковой и уже добился больших побед. На прошлогоднем чемпионате Австралии он ведь не только оформил победу в турнире "Большого шлема", но и в полуфинале в великом матче обыграл самого Роджера Федерера. Однако и внешние данные для карьеры светской звезды у Марата не хуже, чем у Ани. К тому и же характер Марата, объективно говоря, не слишком спортивный. Блистать в свете и развлекаться ему явно нравится гораздо больше, чем пахать на корте и круглый год играть в турнирах, календарь которых и впрямь крайне утомителен.
Осуждать Марата за желание стать светским персонажем бессмысленно. В конце концов, каждый человек волен зарабатывать и тратить заработанные деньги любым способом, не противоречащим закону. Да, талантливее Сафина в российском мужском теннисе нет никого, и то, что дается тому же Николаю Давиденко или Игорю Андрееву тяжелейшим трудом, Марат берет играючи, даже нехотя. Но ведь отсутствие этого упорства уже давно негативно сказывается на игре Марата. Именно поэтому выдающиеся победы чередуются у него с катастрофическими поражениями от игроков, откровенно уступающих Сафину и в мастерстве, и в способностях. Именно поэтому каждый его матч на любом турнире совершенно непредсказуем и никогда нельзя точно сказать, в какой форме Марат сейчас находится.
Конечно, Сафин еще молод, чтобы говорить, что его теннисная карьера клонится к закату. Однако по сути Марат уже начинает этот переход от действующего игрока к некой легенде тенниса. Разумеется, нам как болельщикам хочется от него теннисных побед, а не достижений на любовном фронте или блистательной светской карьеры. Но в случае с Сафиным приходится признать: искушения существования в стиле дольче вита слишком велики, а желание играть в теннис и выигрывать турниры гораздо слабее.
Причем этот кажущийся легким путь гламуризации спортсменов не так уж безопасен. В конце концов, именно спортивная слава способствует их заработкам и светской известности. Та же Анна Курникова уже давно уступила негласное первое место в рейтинге самых красивых и желанных теннисисток мира. И потому, что появились не менее красивые и желанные. И потому, что сама Анна перестала быть теннисисткой. Если ты уже ничего не представляешь собой как спортсмен, если не смог сделать карьеру на телевидении или приобрести некую "гражданскую" профессию, о тебе скоро все забывают. И остается либо удачно жениться/выйти замуж, либо прозябать в нищете.
Так что, возможно, из чисто прагматических соображений Марат Сафин еще сделает попытку заявить о себе как о выдающемся теннисисте. По крайней мере очевидные резоны для такой попытки есть. Например, выиграть еще один турнир "Большого шлема" хотя бы для того, чтобы заработать больше денег и славы, которые потом можно будет конвертировать в развлечения и статус светского льва.
Семен Новопрудский