|
|
N°169, 17 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Карманный» лизинг
Доработано законодательство о финансовой аренде
В следующем году лизинг имеет шанс стать одним из основных способов привлечения средств в российскую экономику. Однако вряд ли финансовая аренда оборудования с нового года станет общедоступной и легко распространится по всей стране: Россия по-прежнему остается слишком рискованной территорией для инвестиций. На этой неделе Госдума во втором чтении рассмотрит проект новой редакции закона «О лизинге», призванного ускорить процесс обновления оборудования в промышленности. Специалисты оценивают доработанный после первого чтения законопроект как «очень приличный» и говорят, что наряду с 25-й главой Налогового кодекса (о налоге на прибыль), вступающей в силу со следующего года, нормативная база применения лизинга станет более зрелой.
Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Анатолий Аксаков сообщил газете «Время новостей», что из 100 поправок к закону «О лизинге» (№164-ФЗ от 29 октября 1998 года) более 70 согласованы с Минфином и «скорее всего обсуждение проекта во втором чтении пройдет гладко». Поправки снимают противоречия внутри самого закона и несоответствия Гражданскому и Таможенному кодексам. В частности, как сказал нашей газете представитель одного из банков, «новая редакция хороша тем, что она отсекает глупости от действующего закона: например, убрана одна из нереалистичных позиций -- теперь нельзя будет без суда забрать у лизингополучателя арендованное им оборудование». По действующему закону лизингополучателю было достаточно один раз просрочить ежемесячный платеж, чтобы лизингодатель без суда мог изъять отданное в аренду оборудование.
Консультант в области налогообложения финансовых организаций Екатерина Лазорина из компании PricewaterhouseCoopers считает, что еще более позитивным явлением для участников рынка лизинга в России станет вступление в силу 25-й главы Налогового кодекса. Упразднив льготы по уплате налога на прибыль с сумм, инвестируемых в основной капитал, кодекс сохранил льготы по лизингу. Компании могут уменьшить налогооблагаемую базу на всю сумму лизингового контракта.
Второй положительный момент, с точки зрения г-жи Лазориной, -- возможность ускоренной амортизации для оборудования: полученное в лизинг оборудование может быть списано компанией, на балансе которой оно находится, в три раза быстрее, чем оборудование, не связанное с лизингом. Предприятия, таким образом, экономят на уплате еще и налога на имущество.
Анонимный представитель банка сказал нашей газете, что «рыночных лизинговых компаний в России крайне мало. Зато практически каждое крупное предприятие имеет дочернюю лизинговую компанию, которую использует для сокращения своей налогооблагаемой базы». Он видит три причины преобладания таких «карманных» лизинговых компаний. Это высокие риски для кредитования банками лизинговых компаний «с копеечными уставными капиталами», безграмотность руководителей предприятий (потенциальных лизингополучателей) в вопросах лизинга и прорехи в законодательстве, которые позволяют по-разному трактовать положения законов. Так, по мнению эксперта, в Гражданском кодексе слабо проработано залоговое право, связанное с переуступкой прав требования кредитных средств, отданных в лизинг.
Как сказал президент компании «Дельтализинг» Николай Зиновьев со ссылкой на данные Минэкономразвития, на долю лизинга приходится всего 20--25 млн долл., что составляет 0,3% от общего потока инвестиций в Россию. (Для сравнения: в странах Западной Европы доля лизинга в общем объеме инвестиций достигает 30%.) Однако недавнее исследование, проведенное компанией «Гарант инвест» среди 93 активно действующих лизинговых компаний, по словам главы «Дельтализинга», показало другой результат -- общий объем лизинговых контрактов составляет 1,4 млрд долл. При этом, подчеркивает г-н Зиновьев, «инвестиции в основной капитал направляются не на обновление, а на поддержание оборудования, износ которого в отечественной промышленности в среднем -- 60%.
Владислав ДОЛГОВ