|
|
N°4, 16 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Москве не следует впадать в роль медведя»
При Ангеле Меркель, которая проведет сегодня переговоры в Кремле, в российско-германских отношениях уже не будет того оттенка личной дружбы, что присутствовал на встречах Владимира Путина и предыдущего канцлера Германии Герхарда Шредера. О том, что нового появится в отношениях между нашими странами, берлинскому корреспонденту «Времени новостей» Юрию ШПАКОВУ рассказал парламентский руководитель фракции ХДС/ХСС (Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы), член внешнеполитического комитета бундестага Манфред ГРУНД. Высказанные им взгляды разделяет значительная часть консервативных немецких политиков.
-- Мы хотим продолжить хорошие двусторонние отношения с Россией, настаивая при этом на еще более тесном сотрудничестве между Россией и Евросоюзом. Немецкая политика в отношении России в большей степени, чем прежде, будет согласовываться с нашими европейскими партнерами. Нужно, чтобы отдельные страны -- члены Евросоюза были менее зависимыми и подверженными политическому давлению извне.
-- На днях в Вашингтоне г-жа Меркель говорила о «дружбе» и «общих ценностях», связывающих Германию и США. А что по-новому свяжет Берлин и Москву?
-- В наших двусторонних отношениях, а также в отношениях России и ЕС важное место занимают такие разделы, как экономика, энергетическая политика, а также вопросы международной безопасности и главным образом борьбы с терроризмом. У нас много общего. Эту общность мы не хотели бы сужать лишь до экономических интересов. Мы хотели бы достичь большего взаимопонимания по вопросам правового государства, гражданского общества и прав человека. Возможно, во время визита госпожи Меркель в Москву прозвучат и критические ноты. Однако в нашем повзрослевшем партнерстве подобное также должно быть возможным. Тем более над различными воззрениями руководителей обеих стран не будет довлеть их личная близость.
Кстати, мы могли бы предложить Москве поддержку в создании лучших базовых условий для политического решения чеченского конфликта. В отношениях с Россией мы хотели бы перейти от общности по интересам к общности на основе ценностей. Сегодня нам нужен реализм. Потемкинские деревни госпожа Меркель знает по своей жизни в ГДР.
-- Как в Германии расценивают газовый спор России и Украины?
-- С закрытием АЭС потребность в российской энергии будет возрастать. С этим растет, однако, и зависимость. До сих пор Россия и «Газпром» были надежными и прогнозируемыми. Но спор между Россией и Украиной заставил Германию и Европу вздрогнуть. Складывается впечатление, что взаимовыгодное экономическое сотрудничество перерастает в одностороннюю имперскую политику силы. Предъявление к Украине иных требований, чем к Белоруссии, осложнение прокачки туркменского газа через Россию и попытка приобретения украинских газовых сетей -- все это свидетельствует не только об экономических, но и о политических интересах. В России слишком велика близость экономики и политики, «Газпрома» и Кремля.
-- Какие выводы делают из этого немцы?
-- Германия заинтересована в надежном энергоснабжении, но нельзя допустить, чтобы когда-либо это сопровождалось политическим шантажом. После того, кстати, как Западная Европа выказала неудовольствие, газовая война со стороны «Газпрома» прекратилась. Это уберегло Украину от морозных дней и ночей. Это доказывает важность согласованного европейского подхода, предупредительный выстрел был сделан своевременно. Сперва выстрел, а затем переговоры. Так что Москве не следует вновь впадать в роль сибирского медведя.
Для Европейского союза происшедшее стало уроком. ЕС будет осваивать новые источники энергии и работать над техническими решениями по транспортировке сжиженного газа. Не случайно канцлер Меркель наметила проведение в ближайшее время энергетического саммита, причем Германия намерена по-новому определить свои национальные энергетические интересы. Партнерство с Россией для нас важно. Однако рост энергетической зависимости может привести Германию в тупик. И этого необходимо избежать.
Беседовал Юрий ШПАКОВ