|
|
N°3, 13 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Вот так придешь помолиться -- и нож в шею получишь"
Нападение на московскую синагогу на Большой Бронной вызвало широкий политический резонанс в России. Корреспондент "Времени новостей" Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА спросила у представителей различных партий, насколько сильна в России ксенофобия.
Владимир ПЕХТИН, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме:
-- В Госдуме обеспокоены ситуацией, связанной с дерзким нападением вооруженного ножом преступника на посетителей синагоги на Большой Бронной улице в Москве. Активно бороться с ксенофобией, антисемитизмом, национализмом и религиозной нетерпимостью, с пропагандой насилия и экстремизма на любом уровне -- наш долг, и Россия делает это. Вспомните, партия «Родина» была снята с выборов в Мосгордуму именно из-за признанного судом разжигания межнациональной розни в транслируемом по телевидению партийном агитационном ролике. Я считаю, что национальная нетерпимость является одним из главных вызовов современности и стоит в одном ряду с терроризмом и экстремизмом, поэтому нам необходимо улучшать координацию в борьбе с этим злом. Исторически Россия -- многонациональное государство, где на протяжении многих веков представители разных национальных и религиозных групп поддерживали друг друга, и сегодня это важная составляющая в развитии демократического государства.
Борис НАДЕЖДИН, секретарь политсовета партии «Союз правых сил»:
-- Случай, конечно, ужасный. Жаль людей, которые пострадали. Впечатляет и само место расправы -- храм. Вот так придешь помолиться -- и нож в шею получишь. Этот парень, наверное, просто сумасшедший. Однако при этом ему кто-то и книжки соответствующие подсунул. Я не могу расценивать этот случай как заговор по истреблению евреев. Но сам факт того, что при огромном количестве других вариантов он выбрал именно синагогу, говорит о том, что какие-то антисемитские флюиды среди психов все-таки витают.
Сергей БАБУРИН, руководитель фракции «Родина» («Народная воля» -- СЕПР):
-- Произошедшее -- это весьма прискорбный случай, отвратительный для каждого нормального человека. Любые преступления омерзительны, особенно произошедшие на почве национальной и религиозной нетерпимости. Говорить о тенденции я бы не стал. Подобных нападений достаточно много, и не только на синагоги, но и на церкви и мечети. Делать поспешные выводы о тенденциях и угрозе опасно вдвойне, поскольку это своего рода манипуляция общественным сознанием. Наша страна более чем веротерпима и толерантна. И свобод в ней больше, чем в так называемых цивилизованных странах. Религиозная жизнь всех основных конфессий переживает время расцвета. Из единичного случая делать далекоидущие выводы контрпродуктивно.
Сергей РЕШУЛЬСКИЙ, депутат фракции КПРФ:
-- Прежде чем делать какие-то выводы о проявлениях религиозной и национальной нетерпимости, нужно изучить ситуацию по всем конфессиям, которые представлены в России, -- подвергаются ли подобным проявлениям нетерпимости мусульмане, христиане. Тогда уже можно будет судить -- или это тенденция, или все дело в состоянии нашего общества. Министерство здравоохранения даже официально признало, что 15% населения России психически нездорово.
Сергей МИТРОХИН, заместитель председателя партии «Яблоко», депутат Московской городской думы:
-- Московское отделение партии «Яблоко» считает вооруженное нападение на верующих в синагоге прямым следствием отсутствия государственной политики борьбы с фашизмом и национал-экстремизмом. То, что в данном конкретном случае речь, скорее всего, идет не о спланированной акции, а о действиях больного человека, не меняет сути проблемы. После того как 4 ноября 2005 года тысяча фашиствующих молодчиков под охраной милиции прошагали по центру Москвы, рост активности экстремистов невозможно не замечать. Между тем адекватного ответа со стороны федеральных и региональных, в том числе и московских, властей нет. В Москве и других городах России по-прежнему открыто распространяется фашистская литература, действуют разного рода экстремистские организации. Законодательная база для пресечения их деятельности правоохранительными органами есть. Однако статья Уголовного кодекса об ответственности за разжигание национальной, расовой и религиозной розни используется правоохранительными органами в единичных случаях. Более того, правоохранительные органы часто не просто попустительствуют росту активности экстремистов, но и покрывают их. Нагнетанию атмосферы ксенофобии способствуют и действия власти. Перекладывание ответственности за все проблемы России на внешние силы и «чужаков» стало неотъемлемой частью информационной политики федеральных телеканалов. Депутаты Государственной думы открыто и безнаказанно распространяют позорные, откровенно антисемитские документы. Представители власти произносят ритуальные фразы о неприятии фашизма, но на деле более важной задачей считают борьбу не с экстремистами, а с политической оппозицией. На таком фоне нападение на синагогу выглядит не исключительным случаем, который может произойти в любой стране, а закономерностью. Продолжение прежней политики попустительства нацистам или попытки использовать рост активности националистов и националистических настроений в политических целях может привести к еще более тяжким последствиям. Государство, которое не может задушить фашизм в зародыше, рискует стать впоследствии его жертвой.
Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА