|
|
N°2, 12 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заседание на Николиной Горе
Артисты и ученые судятся за свои дачные гектары
В Подмосковье разгорелся очередной земельный скандал. Пока судебные приставы Солнечногорского суда спорят с владельцами коттеджей в злополучном поселке Пятница, а Генпрокуратура разбирается с «дачными делами» экс-премьера Михаила Касьянова, в крупную судебную тяжбу в канун нового года оказалась втянута знаменитая Николина Гора. Музыканты, артисты, писатели, ученые -- члены дачно-потребительского кооператива «Работники Академии науки и искусства» (ДПК «РАНИС») -- после ряда операций с землями кооператива не могут разобраться, попали ли они в руки мошенников и что за соседи поселятся рядом с ними, на некогда кооперативных же землях.
Дачный кооператив «РАНИС» был основан в 20-х годах прошлого века. Здесь жили академик Алексей Бах, полярник Отто Шмидт, Леонид Утесов и Лиля Брик, нобелевский лауреат Петр Капица, Святослав Рихтер. Сейчас в кооперативе состоят около 360 членов. На Николиной Горе живут Никита Михалков с семьей (именно там кинорежиссер снимал «Утомленные солнцем»), композитор Тихон Хренников, пианист Николай Петров. Общая площадь занимаемой «РАНИС» земли составляла 131 гектар. Но, как считает ряд дачников, теперь размеры поселка сократились на 21 гектар.
По словам самих жителей Николиной Горы, в середине 2003 года генеральный директор ООО «Кельт» Вадим Степанов предложил помочь кооперативу приватизировать общественные земли ДПК. По заверению инвестора, имея в общем пользовании 51 га земли, сделать это дачникам самостоятельно было дорого. От кооператива за помощь бизнесмен попросил взамен принять участие в одной сделке. Г-н Степанов предложил изменить границы ДПК. По его схеме в состав общественных земель кооператива должны были временно войти несколько га «чужой» земли, их и хотел получить инвестор. Пианист Николай Петров, тогда руководитель правления кооператива, отметив видимые достоинства договора, подписал его. Как рассказал «Времени новостей» сам г-н Петров, в завизированном им документе инвестор обязался не только оформить приватизацию, но и помочь привести в порядок инфраструктуру ДПК: газоснабжение, водопровод, электросети. Однако, по словам знаменитого музыканта, когда в 2004 году он вновь увидел текст соглашения, эти условия в договоре уже отсутствовали. Тогда г-н Петров отозвал свою подпись, ссылаясь на то, что, по его мнению, некоторые страницы, имеющиеся сейчас в документе, подменены.
В конце мая 2004 года в администрации Одинцовского района появилось ходатайство ДПК «РАНИС» об отказе от права бессрочного пользования земельным участком в 20,4723 га. И уже 2 июня глава района Александр Гладышев подписал постановление о прекращении бессрочного пользования землей и передаче ее 134 физическим лицам: льготникам -- бесплатно, покупателям -- по «нормативной стоимости». В числе таковых вроде бы оказались г-н Степанов и его жена. Узнав об этом документе, часть членов кооператива сформировали инициативную группу. Они обнаружили, что документ отказа от права бессрочного пользования общественными землями был подписан без общего собрания участников ДПК. Кроме того, инициативная группа не нашла документа, в котором бы прописывалось, от какой именно земли (своей или «чужой», от ООО «Кельт») отказались дачники, а также ее стоимость и площадь. Как выяснилось, конфиденциальность сделки стала одним из главных условий г-на Степанова и рассказывать о коммерческой тайне рядовым членам правление «РАНИС» отказалось. После чего дачники подали в Одинцовский суд иск о признании недействительным отказа от права бессрочного пользования общественной землей.
Анализируя договор с инвестором, адвокат истцов Любовь Дашкова отметила, что «предмет договора не дает возможности понять, какие конкретно земли и на каких условиях кооператив должен передать инвестору». По ее убеждению, при совершении сделки были допущены нарушения: «Если г-н Степанов во главе ООО «Кельт» все-таки присоединил к «РАНИС» несколько га, возникает вопрос, откуда он их взял? Ведь бесхозной земли не бывает».
При этом, по словам одного из истцов, Георгия Феошкина, документы о бывших или нынешних границах поселка в суде рассмотрены так и не были. Судебные тяжбы дачников с Николиной Горы пока продолжаются. Между тем, как сообщил г-н Феошкин, в дачном поселке уже появились заборы, отгораживающие новые участки. Как полагают дачники, «льготники» продали права на владение выделенной им администрацией землей заинтересованным лицам. А те выгодно ее реализовали. Таким образом, считают истцы, более 20 гектаров с лесом первой категории были переданы под коттеджную застройку, против чего так активно пытается бороться замглавы «Росприроднадзора» Олег Митволь. Занятно, что это уже не первый земельный скандал на Николиной Горе. Мособлпрокуратура еще в 2000 году пыталась возбудить уголовное дело против главы Одинцовского района в связи с распродажей части земель государственного пансионата «Сосны». Но г-н Гладышев подал на прокуратуру в суд, настаивая, что дело возбуждено незаконно, и обвинения с него были сняты.
Татьяна ГРИЦЕНКО