|
|
N°168, 14 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
CD-MUSIC
Высокие технологии
«Легкое лето», сборник, «Легкие», 2001 г.
Традиционный для «Легких» сборник актуальной отечественной лаундж-музыки. Предшествовали ему «Легкая зима» и «Легкая весна», на подходе, соответственно, «Легкая осень». Из постоянных гостей серии -- «Нож для Фрау Мюллер» и Олег Костров соло. Из новых приобретений -- «Ансамбль электромузыкальных инструментов Мещерина» и Dzuma, он же Джумков из группы «Конец фильма».
Лаундж XXI века -- это в основном оцифрованные 60-е. Звуки, издаваемые тогда электромеханическими синтезаторами-монстрами величиной с комод, преобразованы в байты, тщательно перемешаны и поданы в горячем виде. Большая часть композиций с диска вызывает ощущение, что джеймсы бонды, кабриолеты длиной с авианосец и волоокие красавицы там, в 60-х, и остались. И что нам, с нашими малолитражками и стилем унисекс, таких прелестей не видать. Зато оставшаяся -- меньшая -- что техногенная катастрофа уже состоялась. Что по поверхности земли ползают недобитые киборги и люди-мутанты, лишенные человеческих эмоций. Но все эти ужасы ничуть не страшны и никого не расстраивают. Потому что по определению музыки лаундж ее следует слушать в шезлонге, темных очках, плавках и с бокалом легкого коктейля в руке. А чего можно всерьез бояться в такой расслабленной атмосфере?
Под диск «Легкое лето» можно делать все, что угодно. Нельзя только: 1) трясти в экстазе головой, 2) пить водку с солеными огурцами, 3) решать серьезные проблемы. Все остальное -- сколько душе угодно.
Анахронизм
«Умка и Броневичок», «Беееест!», «Отделение Выход».
Чтобы получить представление о некоторых группах, необходимо послушать все их альбомы. А для других достаточно купить the best, чтобы сразу все стало ясно. «Умка и Броневичок» -- как раз из таких. Солистке группы Умке, наверное, очень бы понравилось, если ее взяли бы да и сравнили с Дженис Джоплин. Но именно поэтому меньше всего хочется это делать. Умка -- из вымирающего племени хиппи. Дорожная романтика, свобода превыше счастья, и никто не знает, где я теперь. Стандартный рок-н-ролльный «квадрат» с незначительными вариациями. Знакомое презрение к шоу-бизнесу со стороны тех, кем он не интересуется. И, разумеется, к деньгам. Почти никаких музыкальных изобретений, все просто, как правда, -- ударник, бас, гитара, голос. Хороший голос, чистый.
Если бы все это было сочинено и записано году так в 86-м, Умка собрала бы все возможные титулы. В том числе и «русской Дженис Джоплин». Но в 2001-м большинство песен выглядит таким же анахронизмом, как кооперативные штаны из «карманной» ткани. Есть, конечно, песни «11000 жизней», «Бензоколонка» и «Педагогическая поэма», которые могут составить достойную конкуренцию нынешнему рокапопсу. Но согласитесь, для альбома the best три песни из 18 -- маловато.
Поэт похмельного синдрома
Чиж, «Гайдном буду», «Мистерия звука».
Сергей Чиграков всегда очень хотел быть лихим парнем с гитарой, который много пьет потому, что тоскует, и наоборот. Которому все по фигу, все в кайф, кроме того, что западло. Он очень старался. Все его герои не пьяны только тогда, когда с похмелья. Но выходит только образ немолодого музыканта, который изо всех сил хочет быть лихим парнем.
В альбоме «Гайдном буду» Чиграков, он же Чиж, продемонстрировал все, на что способен. Он впервые сам написал все песни, и сам исполнил все партии -- гитары, баса, аккордеона, фортепиано, губной гармоники. Опять все по-прежнему -- длинные блюзы, вялый голос, поющий про преимущества и недостатки беспробудного пьянства и беспорядочных половых связей. Пара-тройка лиричных композиций, одна из которых -- «Пастораль» -- уже выходила на сборнике «Перекресток». Чиж -- самоназванный бытописатель хиппи-блюзменов, вечно поддатых, вечно нищих и вечно счастливых.
В последней песне, «Гав-гав», Чиж предусмотрительно первым лягнул будущих критиков его творчества. Он спел: «Я как раз тут чё-то нацарапал / Значит, будет кому обо...ть». Как в воду глядел. Потому как Гайдном, увы, Сергей Чиграков не будет.
Святослав БИРЮЛИН