|
|
N°168, 14 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Две войны рекламного рынка
Глава BBDO-Лондон рассказывает о «новой экономике»
Мировой рекламный рынок меняется на глазах. Несколько лет назад его состояние можно было назвать войной бюджетов, однако сегодня, уверен председатель правления и президент по Европе, Ближнему Востоку и Африке рекламной компании BBDO Майкл БОЛК, бои идут совсем на других направлениях. Руководитель подразделения компании, занимающей третье место в мировой рекламной табели о рангах, побывал в России впервые. Он рассказал газете «Время новостей», что связывает с нашей страной особые надежды.
По мнению г-на Болка, мировой рынок коммуникаций, который оценивается примерно в 1 трлн долл., переживает время «больших взрывов». Составная его часть, рекламный рынок, за шесть последних лет нарастил бюджет вдвое -- до 350 млрд долл. В России количество рекламных носителей выросло с 1990 года в разы: московских телевизионных каналов стало почти вдвое больше, радиостанций -- почти в 9 раз, западных глянцевых журналов -- в 17. Состояние местного рынка зеркально отражает происходящее в западных странах, и при этом, свидетельствует исследование рынка агентства Millward Brown, как 15 лет назад, так и сейчас потребитель тратит на восприятие всего этого рекламного половодья 60 часов в неделю и ни минутой больше.
Майкл Болк полагает, что сегодня «новой экономикой» следует называть не «технологическую», рухнувшую вместе с NASDAQ, не взрывное развитие СМИ, а битву за внимание потребителя. Он говорит, что сейчас мало найти правильный образ для продвижения товара, нужны «долгоиграющие» идеи целых рекламных кампаний для брэндов. И дать эти идеи может только творческая мысль рекламиста-креатора.
Г-н Болк сказал газете «Время новостей», что приехал в Москву встретиться с работниками местного отделения BBDO и клиентами компании. Российский рекламный рынок интересен ему быстрым ростом, сменой приоритетов от продвижения товаров к продвижению брэндов. «Я хочу предложить свой взгляд, объяснить, что работает в других местах, -- говорит он. -- Однако мое мнение не надо воспринимать как Евангелие, это только моя точка зрения, и я готов к тому, что люди здесь имеют другую».
На замечание, что из года в год российские рекламисты почти не получают наград на престижных международных конкурсах, а некоторые местные коллеги считают, что это происходит как раз из-за творческого кризиса, президент лондонского отделения BBDO отвечает, что наш рекламный рынок и сообщество рекламистов относительно молоды. Последние не слишком пока понимают, как надо продвигать брэнды за счет творческого подхода. А в этих условиях трудно ожидать золота в Канне или Лондоне. Однако здешний рынок растет быстрее, чем в любой другой части региона, которым он руководит.
Г-н Болк замечает, что «экономику.com» (электронную коммерцию. -- Ред.) в мире больше не называют «новой экономикой». Он сам обозначает этим термином «экономику внимания» -- «чтоб люди поняли возможности творчества». «Это только фраза, -- соглашается он, -- но факт в том, что без творческих идей взрыв на рынке СМИ и на рекламном рынке оборачиваются напрасным расходом огромной части бюджетов -- внимание аудитории завоевать не удается». В Millward Brown отследили 30 тыс. рекламных сообщений и пришли к выводу, что разрыв в эффективности лучшей и худшей рекламы достигает 4000%. И это дает некоторое представление о том, сколько денег теряется.
Майкл Болк полагает, что рекламный рынок превратился в арену двух войн. Агентства воюют за привлечение талантов и за внимание потребителя. Тот, кто выиграет первую, победит и во второй.
Беседовал Александр ЛЕВИНСКИЙ