|
|
N°2, 12 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заключенный площади Свободы
Пожизненный срок за попытку убить сразу двух президентов
Пожизненное заключение -- таков вынесенный в среду Тбилисским судом приговор 27-летнему Владимиру Арутюняну (на снимке), который признан виновным в покушении на президентов США и Грузии Джорджа Буша и Михаила Саакашвили на площади Свободы 10 мая 2005 года и других преступлениях, в том числе в убийстве. Судья Владимир Джугели зачитывал обвинительное заключение в течение нескольких часов, до позднего вечера. Террорист, покушавшийся сразу на двух государственных лидеров, виновным себя не признал. Его адвокат Елизавета Джапаридзе опротестует вердикт в Верховном суде.
Этот процесс начался 5 декабря. Владимир Арутюнян, отпустивший бороду и появлявшийся на заседаниях в тельняшке и черной шапке, разительно изменился за полгода в заключении не только внешне. Сразу после задержания 20 июля Арутюнян признался в покушении и заявил, что готов еще раз повторить попытку теракта, если только ему представится такая возможность. Перед телекамерами на больничной койке Арутюнян, получивший при задержании несколько ранений (во время операции погиб 37-летний офицер полиции), демонстрировал, заводя руки за спину, что «бросил гранату так, чтобы при взрыве осколки могли залететь за бронестекла», ограждавшие президентов. Врачи признали его вменяемым, отметив, что террорист страдает манией величия.
Во время процесса генпрокуратура Грузии предъявила Арутюняну обвинения по нескольким статьям УК (в том числе совершение террористического акта, нападение на политическое лицо Грузии, нападение на лицо, пользующееся международной охраной, незаконное приобретение, хранение и использование огнестрельного оружия и взрывчатки, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, попытка умышленного убийства). Но Владимир Арутюнян признал себя виновным только в краже удостоверения личности, по которому зарегистрировал на себя мобильный телефон. В отношении убийства полицейского террорист и его адвокат заявили: во время спецоперации в спальном районе Тбилиси, где проживал Арутюнян, стрелял не только он сам, но и полицейские. Так что застрелить стража порядка могли и коллеги.
Что касается покушения, то на процессе Арутюнян по этому пункту использовал право на молчание. Адвокат же утверждала, что на гранате нет отпечатков ее подзащитного. Граната действительно была завернута в платок, поэтому и не разорвалась, самортизировав при падении на асфальт. Возможно, платок стер отпечатки. Но следствие утверждает, что биологические частички на платке совпадают с ДНК Арутюняна. Исследование платка проводили специалисты ФБР.
Согласно конституции Арутюнян как гражданин Грузии будет отбывать наказание на территории своей страны. Вопрос о передаче обвиняемого американской стороне не рассматривается.
Задержать Арутюняна помогли фотографии польского репортера, который снимал 10 мая на площади как раз в том квадрате, откуда полетела граната. МВД опубликовало эти снимки и объявило вознаграждение -- 150 тыс. лари (83 тыс. долл.) за помощь. Информация о том, кто опознал Арутюняна и получил премию, засекречена. По официальным данным, деньги поделят два информатора, которые получат гонорар в ближайшие десять дней.
В подвале Владимира Арутюняна были найдены отравляющие вещества и взрывчатка. Их изымали грузинские полицейские и представители ФБР. «Было изъято столь много опасных веществ, что даже сотрудники ФБР не скрывали удивления», -- заявил тогда министр внутренних дел Грузии Иванэ Мерабишвили. Грузия гордится раскрытием преступления.
Мать и сын Арутюняны проживали в Тбилиси с 1983 года. Отец его давно скончался. Арутюнян после школы нигде не работал и не учился. Мать, Анжела, торговала на рынке салфетками. По ее словам, сын любил что-то мастерить, сам делал ремонт в квартире. Соседи говорят о Вове как о чрезвычайно замкнутом, необщительном человеке. Кто-то рассказал, что Вова раньше разводил хомячков на продажу. Во время первого обыска было видно, что обстановка в квартире весьма скромная и необычная. На книжных полках -- солдатики со свастикой на мундире. На письменном столе -- грузинский ежемесячный военный журнал «Арсенал» и книга Фредерика Форсайта «День шакала» про подготовку покушения на президента Франции Шарля де Голля в начале 60-х.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси