|
|
N°2, 12 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Айболит-06
В «Театре.Doc» сочинили спектакль про докторов
Этот спектакль, незаметная премьера которого состоялась в ноябре, некоторые критики уже назвали одним из лучших текущего сезона. Поставлен он в маленьком подвале «Театра.Doc» и называется "Док.Тор". Авторы не смогли отказать себе в удовольствии поиграть со словом «доктор», обнаружив и в нем знак причастности к искусству документальности. Как и большинство других спектаклей, поставленных в стенах «Театра.Doc», этот основан на рассказах вполне реального человека, доктора, до сих пор работающего в астраханской районной больнице. С ним познакомилась поэт и драматург Елена Исаева, порасспросила о том о сем и потом с его слов сочинила пьесу. Которая начинается с того, как молодой человек, закончивший мединститут, приходит на свой первый боевой пост. И заканчивается тем же самым -- новый интерн повторяет все действия своего предшественника. В сущности, рассказано всего несколько историй -- про то, как принимал роды первый раз, как зашивал одному алкашу ножевые раны, а тот потом жену убил, как оперировал в чистом поле... Обычные байки сельского врача, который со времен земской медицины никак не изменился и полагается все больше не на медицинскую технику, не на инструкции и анализы, а на твердую руку и верный глаз, а там -- как кривая вывезет. Не случайно в спектакле сразу поминают Булгакова с его записками, а можно было бы и Чехова, и множество других, не столь знаменитых эскулапов.
Обаятельный Андрей Заводюк, актер Театра Пушкина, который сыграл того самого реального доктора Андрея Гернера, выступает как протагонист, вместе с небольшим хором, состоящим из нескольких условных медработников. Хор в этом спектакле, виртуозно придуманном режиссером Владимиром Панковым, отвечает обоим, заложенным в слове, смыслам. С одной стороны, наподобие античного хора, комментирует действие и поддерживает героя, с другой -- как настоящий музыкальный ансамбль, исполняет довольно сложную звуковую партитуру.
Владимир Панков строит спектакль нетрадиционно для документального театра, где, как правило, сценическое действие уступает первенство произносимым текстам, где чем меньше игры, тем кажется лучше... В спектакле «Док.Тор» игры как раз очень много, причем не профессиональной актерской, а какой-то другой, в лучшем смысле любительской -- здесь каждый готов выложиться, пожертвовать личными амбициями ради участия в ансамбле. Более всего это напоминает работу в труппе театра современного танца.
Обычная планировка маленького пространства «Театра.Doc» полностью изменена. Публике досталось совсем мало места, а вот актерам добавлено игрового пространства, охватившего единственную подсобку, входную дверь, стены и даже потолок, с которого на ниточках свисают аксессуары врачебного ремесла. Стихия актерской игры и режиссерское воображение подчиняют себе предметы и приметы реального мира. Даже звук хлопающей на руке медицинской перчатки Панков использует как основу для ритмической композиции, которую с увлечением исполняют участники спектакля. Играя в слова, используют медицинские термины, закусывают едой из таких штук для стерилизации инструментов, сигарету держат зажимом... Халаты и шапочки, повязки и тампоны -- оказывается, это замечательный материал для фейерверка трюков. Темп -- бешенный.
В какой-то момент режиссеру уже не хватает возможностей актеров, и он включает в спектакль, например, диафильм, в котором комические рисунки иллюстрируют очередную историю. Порою кажется, что всего слишком много -- и звук можно было бы убавить, и темп уменьшить... Но молодая публика как загипнотизированная следит за происходящим, радуясь новым проявлениям режиссерской фантазии. И в какой-то момент понимаешь, что эта кажущаяся избыточность приемов -- средство отстранить, отодвинуть страшноватую и в то же время совершенно узнаваемую реальность, которая за всем этим концертом прячет свою кошмарную сущность. И дело вовсе не в кризисе здравоохранения, о котором мы знаем не только из телерепортажей, но и в первую очередь по себе и своим близким.
Вообще-то история врачей и болезней со времен античности была поводом для комедий. Доктора с их амбициями, показной ученостью и полным бессилием перед природой -- отличные комические персонажи. В истории, рассказанной Еленой Исаевой и Владимиром Панковым, их доктор, оставленный наедине с человеческой уязвимостью, не оснащенный никаким иным смыслом, кроме сознания собственного долга, оказывается героем трагедии. Смешным, конечно, героем, терпящим поражение от косной материи, подчиненной смерти, но спасающимся среди бесчисленных своих бытовых нужд, где в дефиците все, от лекарств до умений, только одним -- верой в необходимость борьбы за жизнь. Ничем иным объяснить его поведение не возможно -- ни зарплатой, ни профессиональным самолюбием, ни клятвой Гиппократа, -- а то мы не знаем цену клятв. Просто человек должен жить -- и доктор спасает как может, он не оставляя стараний. Без всякой надежды на рациональное объяснение. На социальный смысл и практическую пользу. Даже если ничем уже не поможешь -- а все-таки еще немного усилий.
В общем, очень получилась пафосная вещь, с забытым уже чувством человеческой победы. Спасибо доктору Гернеру.
Алена СОЛНЦЕВА