|
|
N°2, 12 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сельсоветская власть
В России стартовала реформа местного самоуправления
1 января 2006 года в России вступил в силу федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». За два прошедших рабочих дня никаких эксцессов и массовых выступлений в регионах не произошло. Или потому, что участники реформы пока не совсем осознали произошедшее, или потому, что за несколько месяцев до критической даты Госдума решила закон о местном самоуправлении «частично» отложить.
В сентябре прошлого года Госдума одобрила инициированные Кремлем поправки в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", практически предполагающие перенос его вступления в силу на 1 января 2009 года. Новый закон о местном самоуправлении был принят Госдумой в сентябре 2003 года и должен был вступить в силу с 1 января 2006-го. Но в июле 2005 года при поддержке администрации президента была принята в первом чтении поправка депутата Михаила Гришанкова из фракции "Единая Россия", предусматривающая введение закона в действие с 1 января 2009 года. В поправках, одобренных думским комитетом, предлагается перенести на начало 2009 года вступление в силу не только самого закона о местном самоуправлении, но и положений Бюджетного и Налогового кодексов, касающихся межбюджетных отношений. Регионам также предлагалось до 1 января 2006 года принять законы, определяющие объем полномочий, передаваемых в муниципалитеты на переходный период. Бюджеты муниципальных образований разрешено формировать не на основе собственных налогов, как предусмотрено законом, а по фактическим доходам и расходам. Таким образом, ответственность за реализацию реформы перекладывалась с федеральной власти на региональный уровень.
В конечном счете 1 января 2006 года в 12 255 вновь образованных муниципальных образованиях 47 субъектов федерации 131-й закон, по данным Министерства регионального развития, реализуется в полном объеме. В этих муниципалитетах проживает более 65 млн человек -- почти 40% всего населения России. Кроме того, все положения закона реализуются также в 4395 муниципальных образованиях, уже существовавших на день принятия закона. То есть около 70% от общего количества муниципальных образований официально предпочло ввести у себя местное самоуправление уже сейчас.
Правда, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что безоговорочное принятие новых правил не так безоговорочно. Например, в Свердловской области реформа началась 11 дней назад. Но по существу в регионе ничего не изменилось - уже существовавшие округа переименовали в муниципалитеты, а в двух десятках вновь созданных (в них проживает около 2,5% населения) провели выборы.
Депутат Свердловской областной думы Борис Чойнозов рассказал «Времени новостей», что даже при такой благоприятной конъюнктуре и официальном начале реформы пришлось воспользоваться отсрочкой: «Бюджеты поселений находятся пока внутри бюджетов муниципальных образований». Правда, депутат все равно не совсем доволен происходящим: «На мой взгляд, власть продемонстрировала, что страна не готова к реформе МСУ. Власть еще не опустилась на муниципальный уровень. А именно там сейчас не хватает средств. Чем ниже уровень бюджета, тем меньше средств остается для осуществления им полномочий. В ближайшие два года нужно вести мониторинг расходов и передать потом нижним уровням дополнительные финансовые ресурсы».
В парламенте Пермской области (выборы в парламент объединенного Пермского края пройдут в декабре 2006 года) «Времени новостей» рассказали, что некоторые полномочия, которые по новому закону должны быть у поселений, пока удержали, оставили на согласование между муниципалитетами и поселениями. В первую очередь в сфере ЖКХ. Также в Перми ждут принятия нового федерального закона об объектах культуры, надеясь оставить их на уровне районов, а не передать ниже. Тем не менее 131-й закон считается принятым полностью. А основной проблемой называется низкая зарплата муниципальных служащих.
В Новосибирской области и Ставропольском крае в порядке эксперимента местное самоуправление началось уже 1 января 2005 года. Основной причиной торможения реформы в экспериментальных регионах стало отсутствие необходимой законодательной базы. Спикер областного совета Новосибирской области Алексей Беспаликов рассказал «Времени новостей», что в конце 2004 года был принят закон Новосибирской области об МСУ, так как федерального еще не было: «Нам удалось внести в Госдуму несколько поправок, касающихся разграничения собственности, полномочий. Остальным субъектам будет намного легче. В этом году почти ничего не изменилось -- только бюджеты муниципальных образований стали более полновесными».
При этом, например, на Кавказе реформа практически провалилась. В Кабардино-Балкарии волнения начались уже на стадии определения новых границ муниципалитетов. А в Чечне так и не смогли провести выборы в органы МСУ, и теперь предполагается принять отдельный закон для республики. В итоге, когда регионы сами определяют сроки вступления в силу некоторых положений закона, страна оказалась в разорванном правовом пространстве. Зато, видимо, пока удалось избежать некоторых негативных последствий, которых так опасалась федеральная власть, наученная опытом непродуманной монетизации льгот.
Дарья ГУСЕВА