|
|
N°168, 14 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игорь Юсуфов: «Система экспорта нефти будет справедливой»
Минэнерго возрождает федеральные программы на новых условиях
О последних шагах правительства в области регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов новый министр энергетики Игорь ЮСУФОВ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Олегу ЧЕРНИЦКОМУ.
-- Появились слухи, что Минэнерго готовит документы по монополизации экспорта нефти из России в руках одной или нескольких госкомпаний. Есть такие планы?
-- Я эти слухи не подтверждаю. Мы движемся по пути рыночных реформ, максимально либерализуем рынок. Продажей нефти западным потребителям занимаются нефтяные компании, они работают напрямую с западными партнерами. Минэнерго отводится роль координатора в этом процессе. Для реализации этой идеи не нужно создавать новые административные структуры. По поручению нашего куратора в правительстве Виктора Христенко мы разрабатываем регламент координации, он будет согласован и с нефтяными компаниями. Свое видение мы предложим правительственной комиссии на ее очередном заседании в конце сентября.
-- Что изменится в схеме экспорта, когда будет утвержден регламент?
-- Принципиально одно: доступ нефтяных компаний к различным направлениям экспорта упростится. Это будет равный доступ. А не так, как раньше, когда одна компания фактически монополизировала экспорт на одном направлении. Мы создадим такие условия, чтобы компании могли в конкурентной обстановке предложить лучшие цену, объемы, сроки экспорта. Это будет открытый процесс. Он позволит продавать российскую нефть по максимальным ценам, увеличить валютную выручку страны, налоговые поступления.
-- Куда компании должны приходить с контрактами? В ЦДУ ТЭК?
-- Первое, что я сделал уже на второй день пребывания в ранге министра энергетики, отдал распоряжение о переводе в наше здание сотрудников ЦДУ -- раньше они располагались достаточно далеко от Минэнерго. Хотя это государственное унитарное предприятие, я рассматриваю ЦДУ ТЭК как один из департаментов министерства. Подписан приказ о создании ситуационно-кризисного центра в рамках ЦДУ. В нем будут сосредоточены аналитики по всем отраслям ТЭК, будет сводиться информация для анализа и выработки рекомендаций для руководства нашего министерства.
-- И все же, Игорь Ханукович, куда приходить компаниям, чтобы узнать, хорошие у них экспортные контракты или плохие?
-- В министерство. Министерство внутри себя найдет возможность, как технически этот вопрос решить. О деталях можно будет говорить, когда правительственная комиссия примет необходимые решения.
-- Появилась информация, что «Альфа-Эко» хочет возродить старую федеральную программу экспорта нефти «Куба-сахар». Минэнерго поддерживает эту идею?
-- Правительство поручило Минэкономразвития координацию работы по поставкам нефти на Кубу в соответствии с российско-кубинскими договоренностями. Сейчас это министерство готовит тендер. Мы свои предложения на сей счет уже передали в это ведомство и в правительство.
-- Что это за тендер?
-- На право участия в реализации межправительственных договоренностей. Если вы производитель нефти, вы можете выиграть на тендере право экспортировать ее, в том числе на Кубу, а потом импортировать товары в Россию, в том числе и кубинский сахар. Импорт сахара в России квотируется, и надо иметь соответствующие разрешения. «Альфа-Эко» достойно проявила себя в предыдущие годы в реализации этого проекта, и если они докажут, что нефть принадлежит им, то получат полное право участвовать в тендере. Думаю, у них неплохие шансы быть одними из победителей.
-- Когда он будет организован?
-- Наши коллеги из Минэкономразвития его сейчас готовят, я думаю, он пройдет в ближайшее время. Мы, конечно, затянули этот вопрос, ведь программа имеет очень важное значение в развитии торгового оборота между нашими странами. Сегодня, к сожалению, кубинский сахар-сырец Россия закупает через посреднические фирмы, а новая программа позволит торговать с Кубой напрямую.
-- Не нарушит ли возрождение практики федеральных программ принцип равного доступа к экспортной трубе?
-- Выделяемые в рамках этой программы квоты на экспорт нефти не являются льготными или дополнительными. Если, допустим, тендер выиграют ЮКОС, ТНК или ЛУКОЙЛ, они будут поставлять нефть на Кубу за счет своих экспортных квот, выделяемых по принципу равного доступа. Они заработают и на поставках нефти туда, и на продаже сахара здесь. Эта программа поможет им расширить сотрудничество с Кубой, участвовать в нефтепереработке, в реализации нефтепродуктов, инвестировать в производство сахара-сырца. На Кубе идут рыночные реформы, поэтому им очень важно участвовать в этом процессе на уровне межправительственных отношений.
-- Следует ли ожидать появления новых федеральных программ?
-- Да, они появятся, но на новых условиях, на качественно новом уровне. Для нас важно одно -- выполнение решений правительства о равном доступе к трубе. В программах будут участвовать только те, кто имеет отношение к добыче нефти. В условиях равного доступа и в конкурентной среде компании будут добиваться для себя права участия в более углубленных программах сотрудничества. Между тем конкретные программы еще не прорабатывались.
-- В последнее время малые и средние нефтяные компании перестали получать дополнительные квоты на экспорт, которые рассчитывались по специальной методике. Почему государство перестало поддерживать эту группу компаний?
-- Тот факт, что не были выделены дополнительные квоты, вовсе не означает, что мы от этих компаний открестились и забыли про них. Вступила в силу законодательная поправка о равном доступе всех производителей нефти к трубе, поэтому выделение дополнительных квот приостановлено. Мы работаем над этим вопросом. В прошлом году президент принял решение о поддержке малых и средних компаний, для нас это решение является основой для разработки конкретных мер поддержки. В обозримом будущем мы представим свои предложения правительству, ведь без помощи со стороны государства эти компании эффективно существовать не могут.
-- А что можно сделать?
-- Сейчас трудно говорить о конкретных шагах. В США имеется положительный опыт очень гибкой системы налогообложения для такого рода предприятий. У нас перспектива налоговых льгот выглядит весьма призрачно. Сейчас образовался некий вакуум: перестали работать старые предложения, а новых нет. Но мы должны помнить, что в стране 150 малых и средних нефтяных предприятий, они добывают 10% российской нефти, большинство из них сгруппировано в ассоциацию, очень солидарно выступают, представляют обоснованные расчеты, и мы идем навстречу друг другу в поисках решения.
-- Когда в России будут введены расчеты по «банку качества» нефти?
-- Для нас это вопрос новый. Впервые мы на него обратили серьезное внимание в рамках Каспийского трубопроводного консорциума; там он практически решен. Ни для кого не секрет, что и в трубопроводе «Транснефти» смешивается нефть различного качества, с различных месторождений. Это несправедливо: на одних месторождениях цена нефти выше, на других -- ниже. Но для России этот вопрос, скорее относящийся к перспективе. У наших компаний еще пока нет возможности учитывать эту незначительную (менее 1%) разницу в цене. В будущем они сядут за стол переговоров и договорятся между собой о компенсациях качества нефти, и у конечного оператора, который производит платежи за нефть, можно будет «расщеплять», если так можно выразиться, платежи в соответствии с расчетами поставщиков.
-- О каких операторах идет речь?
-- Это получатели российской нефти на «той» стороне. Например, в Германии есть свой оператор, западная компания. Физически нефть приходит на заводы, но платежи производит оператор, который получает определенные проценты за свои услуги. Всем заводам выгоднее иметь дело с одним оператором, нежели с множеством нефтяных компаний. Эти операторы завоевали доверие на Западе и имеют возможность производить российским нефтяникам авансовые платежи. Кроме того, единый оператор на каждом из экспортных направлений и поставщики нефти могут подписать между собой многосторонний договор о расчетах по системе банка качества.
-- Создается впечатление, что России не понадобится специальный закон по банку качества?
-- Нет. Это вопрос исключительно из области взаимоотношений компаний, потому что одна зарабатывает за счет другой. Если они хотят выяснить свои отношения за столом переговоров, то для этого вовсе нет нужды дожидаться указаний сверху.
-- Как будут обеспечиваться стабильные поставки мазута на внутренний рынок России зимой -- повышением экспортных пошлин на мазут или введением административных ограничений на экспорт мазута?
-- Балансовые задания -- это крайняя мера, к которой мы стараемся все-таки не прибегать. Мы сторонники экономических мер воздействия на рынок со стороны государства и пошли по пути тарифного регулирования. Мы предлагаем поднять экспортную пошлину на мазут до 32 евро за тонну, так что эффективность экспорта мазута будет отрицательной. В качестве компенсации потерь нефтяников мы предлагаем снизить пошлины на дизельное топливо с 39 до 32 евро. Наличие дизтоплива не вызывает обеспокоенности, и нефтяные компании вольны его экспортировать столько, сколько смогут. Они могут также экспортировать бензин и самолетное топливо. В случае очень холодной зимы, когда потребуются большие объемы мазута, мы пойдем на все необходимые меры, чтобы обеспечить внутренний рынок, а если будет нужно -- рассмотрим необходимость введения балансовых заданий.
-- Почему компании хотят вернуть балансовые задания?
-- Им выгоднее сохранить низкую пошлину, чтобы иметь возможность с выгодой экспортировать мазут, хотя бы и с некоторыми ограничениями. Мы их понимаем, но наша задача -- обеспечить наше население и экономику. Нам нужно не просто запасти определенное количество топлива к определенной дате, а иметь возможность в течение всей зимы по доступным ценам закупать мазут в любых необходимых объемах. Компании опасаются затоваривания своих заводов мазутом, ведь основные потребители -- РАО «ЕЭС России», коммунальные хозяйства -- не могут сегодня найти достаточно средств, чтобы выкупить продукцию. Над этой проблемой мы работаем. Сейчас оформляется целевой бюджетный кредит РАО «ЕЭС России» на закупку топлива в 3 млрд руб. РАО вернет кредит в декабре, после того как получит плату за тепло и электроэнергию от потребителей.
-- Когда новые пошлины вступят в силу?
-- Две недели назад мы внесли свое предложение. Думаю, что на будущей неделе правительственная комиссия одобрит это решение, и месяц понадобится на приведение решения в действие.
-- В чем будет состоять роль Минэнерго в реализации проектов СРП?
-- Постановлением правительства «Зарубежнефть» и «Роснефть» назначены уполномоченными компаниями по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции. Государство от своего имени теперь вправе посадить за стол переговоров с потенциальными инвесторами эти компании, передав им свои полномочия, может быть, право подписи. Сначала государство определит условия, на которых передаются полномочия, и здесь роль Минэнерго будет очень важной. Вместе с коллегами из Минэкономразвития, Минприроды и МАП по согласованию с Минфином мы будем заключать договоры с уполномоченными компаниями, в которых будут оговорены все условия реализации этих проектов.
-- Будут подписываться отдельные договоры по каждому проекту?
-- По каждому конкретному проекту, с каждой конкретной уполномоченной компанией будет подписываться отдельный договор. Может быть, в некоторых проектах они будут участвовать вместе в каких-то долях, на одном месторождении может быть один оператор, а на другом -- другой. Обе компании полностью государственные и будут выполнять все задачи, которые перед ними поставило государство. Если схема докажет свою эффективность, тогда эта работа продолжится.
-- Кто будет заниматься реализацией государственной доли в СРП?
-- Я думаю, мы поручим это уполномоченным компаниям, если они сочтут для себя это возможным. Они продадут нефть по мировым ценам и перечислят деньги в бюджет. Детально схему реализации госдоли мы пока не обсуждали. Будем исходить из того, что в любом деле высший приоритет -- это интересы государства. Мы будем выстраивать систему экспорта, которая была бы справедливой и не ущемляла бы игроков рынка.
Беседовал Олег ЧЕРНИЦКИЙ