|
|
N°168, 14 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Химия и жизнь
Разваливающаяся отрасль сосредоточилась на экспорте
Ситуация в российской химии и нефтехимии стремительно меняется. Темпы роста производства в отрасли уже вдвое выше, чем в среднем в промышленности. На рынке появляются и прирастают заводами новые игроки. Старые все крепче стоят на ногах. Процесс укрупнения сопровождается активным выходом новых химических королей на публику -- как это было на только что завершившейся конференции «Экспортный потенциал российского химического комплекса», организованной агентством «Эксперт РА».
В отрасль пошли российские инвесторы, и процесс этот набирает обороты. Ведь тот, кто сегодня сумеет сформировать управляемую цепочку предприятий (а химическое производство по структуре таково, что 13--14 переделов сырья требует слаженной работы по крайней мере 6--7 предприятий), тот и станет получать стабильные прибыли от экспортных поставок в ближайшие годы. Как пояснил партнер консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers Стэнли Рут, сегодняшнее преимущество российской продукции на мировом рынке -- в ее весьма конкурентной цене при достойном качестве.
Российские химики и нефтехимики (наиболее крупные игроки на этом рынке -- СИБУР, «ЛУКОЙЛ-Нефтехим», «Татнефть» и группа МДМ в лице своего подразделения -- Минерально-химической компании) вовсю используют это преимущество: доля экспорта в общем объеме производства растет (см. таблицу).
СИБУР, например, занявшийся экспортными поставками продукции нефтехимии в 1999-м, за год увеличил их в денежном выражении в 50 раз (до 5,56 млрд руб.), а по объему -- в 26 раз (до 683 тыс. тонн). По словам президента Минерально-химической компании Николая Левицкого, 80% продукции «Фосфорита» (контрольный пакет завода принадлежит группе МДМ) сегодня идет на экспорт.
Впрочем, бурный рост экспорта идет на фоне весьма прискорбного состояния отрасли. Большинство заводов устарело. Износ основных фондов, по оценкам главы департамента химической промышленности Минпрома Сергея Иванова, составляет 61%. За минувшие десять лет новых предприятий практически не строилось.
Николай Левицкий прямо заявил, что без господдержки производство минеральных удобрений просто не выживет. И попросил у властей предоставить госгарантии по кредитным линиям, открытым в рамках межправительственных соглашений с США, Японией и Германией. Кроме того, он предлагает освободить отрасль от таможенных пошлин на ввозимое оборудование, а также принять госпрограмму, гарантирующую твердые цены на продукцию естественных монополий по крайней мере на пять лет. Г-н Иванов сказал, что мог бы ответить на просьбы г-на Левицкого, но не будет этого делать.
Алексей ИЕВЛЕВ