|
|
N°1, 11 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судебное обострение
Процесс по "делу Хлебникова" начался с протестов и угроз
В Мосгорсуде вчера началось рассмотрение по существу дела об убийстве главного редактора русской версии журнала «Форбс» Пола Хлебникова. На скамье подсудимых трое -- уроженцы Чечни Казбек Дукузов и Муса Вахаев и московский нотариус Фаиль Садретдинов. Дукузова и Вахаева обвиняют в непосредственном участии и подготовке покушения на американского журналиста, а Садретдинова -- в попытке организации с участием тех же Дукузова и Вахаева убийства еще одного бизнесмена. Кроме того, все трое обвиняются в организации преступного сообщества.
Рассматривается дело судом присяжных, но за закрытыми дверями, поскольку в материалах дела, как полагает Генпрокуратура, имеются секретные документы. На вчерашнем заседании стороны должны были решить сугубо «технический» вопрос -- в каком порядке будут рассматриваться доказательства, допрашиваться свидетели и подсудимые. Однако уже первое заседание, длившееся около четырех часов, по словам участников процесса, началось с ожесточенных бюрократических баталий. Адвокаты подсудимых заявили на действия судьи более десяти протестов, а судья в свою очередь пообещал подать представление на лишение одного из них статуса защитника.
Пол Хлебников был убит 9 июля 2004 года в Москве на выходе из здания редакции в районе станции метро «Ботанический сад». Убийца, находившийся в салоне проезжавшей мимо автомашины, произвел в него несколько выстрелов из пистолета. Пол Хлебников был тяжело ранен и скончался по пути в больницу. В качестве основной Генпрокуратура выдвинула версию мести журналисту со стороны чеченского полевого командира Ходж-Ахмета Нухаева. Интервью с ним Хлебников положил в основу книги «Разговор с варваром». Книгу журналист выпустил в печать без согласования с главным персонажем, Нухаев предстал в ней явным бандитом и террористом. После этого политическая карьера полевого командира, называвшего себя официальным эмиссаром «независимой Ичкерии» за рубежом, сразу закончилась. И, как полагают следователи, Нухаев в отместку решил «заказать» Пола Хлебникова.
В ходе расследования, длившегося чуть больше года, были задержаны три человека. Чеченцев Казбека Дукузова и Мусу Вахаева, являвшихся, по версии прокуратуры, непосредственными исполнителями «заказа», задержали в октябре 2004 года в Минске. Третий подсудимый -- нотариус Фаиль Садретдинов -- проходит по другому эпизоду дела и к убийству журналиста отношения не имеет. По версии следствия, еще в 2003 году он «заказал» Дукузову и Вахаеву другого бизнесмена, а поскольку исполнители одни и те же, дела объединили. Еще несколько человек, входивших, как полагает следствие, в то же преступное сообщество, сейчас находятся в розыске, в том числе и сам Ходж-Ахмет Нухаев.
Наличие присяжных в процессе вносит в процесс существенное разнообразие, поскольку согласно УПК на первом же заседании прокурор и адвокаты должны выступить со вступительной речью и постараться произвести впечатление на заседателей. Однако при этом, как правило, стороны не вступают в открытую перепалку. На этот раз все получилось иначе. С порядком допроса свидетелей стороны определиться смогли. Обвинение планирует начать с допроса подсудимых, а затем перейти к своим свидетелям. Их в обвинительном заключении указано 150 человек. Адвокаты в свою очередь, наоборот, решили допросить своих подопечных последними, предварительно послушав свидетелей защиты (всего около 50 человек) и тех, что представит обвинение. Но практически все время, пока обсуждались эти вопросы, стороны препирались из-за мелких процессуальных деталей. Еще более накалилась ситуация после того, как со вступительной речью начал выступать адвокат Садретдинова Руслан Коблев. По его словам, выступление на пяти листах адвокат, прерываемый судьей, с трудом дочитал до конца, а итогом выступления стало заявление судьи, пообещавшей подать представление на Коблева в адвокатскую палату с требованием лишить его статуса защитника.
«Сегодня судья фактически запретила мое вступительное слово и в прямом смысле прервала нас. При том, что прокурор в нарушение закона полтора часа читал присяжным почти дословно обвинительное заключение, и его не прерывали. Это полнейшее беззаконие. Те действия, которые допускала в Мосгорсуде председательствующая, не имеют с законом ничего общего», -- заявил после окончания заседания г-н Коблев. Другой адвокат, Руслан Заколюжный, нашел в происшедшем и положительную сторону: «По крайней мере присяжные услышали, что ими в суде пытаются манипулировать, мы об этом говорили, хотя судья и не давал нам этого делать».
Следующее заседание по «делу Хлебникова» состоится сегодня и как, предполагают стороны, будет не менее жарким.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ