|
|
N°1, 11 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"На Дальнем Востоке до сих пор есть люди, которые слышали слово "телевизор", но еще не видели его"
Два месяца назад полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе был назначен мэр Казани Камиль Исхаков. За это время он успел побывать на всех территориях округа. По итогам ознакомительных поездок Камиль ИСХАКОВ рассказал о перспективах развития Дальнего Востока и наиболее актуальных проблемах региона корреспонденту "Времени новостей" Максиму ГЛАДКОМУ.
-- Как вам новая подведомственная территория?
-- Великолепный богатый край. Богатый не только природными богатствами, но и людьми. И он достоин большего внимания нашего государства. Буду проводить линию Владимира Владимировича Путина, который настаивает на развитии этого региона. Я пришел надолго.
-- В 2006 году стартуют национальные проекты "Здоровье", "Доступное жилье", "Образование", но, насколько я знаю, руководители дальневосточных регионов откровенно недовольны теми параметрами финансирования, которые пока заложены под эти проекты.
-- Совершенно верно. Национальные проекты призваны снизить напряжение в обществе. При существующем подходе российского правительства этого достичь не удастся. Понятно, что на огромном территориально Дальнем Востоке мало избирателей, но это будущее, это кладовая России, и бросать ее нельзя. На Дальнем Востоке совсем другая бюджетная основа. Здесь все субъекты дотационные, экономические основания другие, не такие, как в Татарстане. И с этим связаны основные сложности. Подходы надо менять. У меня складывается впечатление, что инвестиций в социальную сферу больше не станет. Деньги просто переложат из одного кармана в другой.
-- Например?
-- Возьмем работу по охране здоровья. Деньги будут вкладывать в первичный уровень -- поликлиники, диагностику. Соответственно, заберут деньги у больниц. Это разумно -- лечить в больнице дороже, чем предотвратить болезнь. Но в условиях Дальнего Востока с его расстояниями не все так просто. У нас поселки по 40 человек, там ведь должен быть врач. А за полярный круг можно добраться только вертолетом, да и то не всегда. Это совсем другой порядок цен. Мне кажется, в Москве не все это понимают. Но я надеюсь, что мы все же найдем общий язык с главой Минздрава Михаилом Зурабовым. Дальневосточники не должны быть заложниками ошибок. У нас пенсии ниже прожиточного минимума, и никто этот вопрос решать пока не намерен.
А история с доплатой врачам в 10 тыс. руб... Президент об этом объявил, а выполнить это решение невозможно из-за сложившейся системы тарификации зарплат врачей. В итоге чиновники придумали умопомрачительную конструкцию, чтобы выполнить решение президента. Деньги в итоге должны дойти до людей, но когда это будет, неизвестно.
-- Какие проблемы на Дальнем Востоке надо решать в первую очередь?
-- Самый актуальный вопрос на Дальнем Востоке сейчас -- жилищный. Взять схему Татарстана по жилищному кредитованию здесь невозможно, это с самого начала ясно. Только отдельные детали можно. И с каждым губернатором надо вырабатывать решение отдельно, персонально. Общероссийская схема, конечно, применима, но более углубленно надо смотреть. Я не делаю пока никаких заявлений, но после того, как мы на месте тщательно разберемся с федеральными программами, будем выходить с инициативами. В регионе много ветхого жилья, проще говоря -- бараков. А ведь строительство жилья у нас отличается, это особые стены -- утепленные и сейсмостойкие. Тут о коммерческой выгоде думать не приходится. А дома, построенные по линии БАМа, -- это же времянки, и там жить нельзя. Сначала надо проанализировать, найти приемлемые решения. Мы должны идти особым путем. С федеральным центром очень сложно найти общий язык, но другого выхода нет. Я вот хочу г-на Зурабова пригласить на Дальний Восток, чтобы он увидел то, как живут люди, может быть, от этого будет толк.
-- Глава МЭРТ Герман Греф неоднократно говорил о приоритете экономических проектов. Центр заявлял, что сначала надо построить заводы, а потом реализовывать социальные проекты. Дальневосточные губернаторы пришли тогда в ужас, закрывались проекты строительства больниц, школ. Что происходит сейчас?
-- Одно без другого невозможно. Сначала надо найти возможность размещать людей на какие-то производства, новые мощности, а потом на этой базе улучшать социальные условия. А то опять получается новый собес. Но и без развития социальной сферы жить тоже нельзя, людей надо закреплять на территориях. Мы сейчас работаем с г-ном Грефом над целевыми программами: вопросы газификации, электрификации обсуждаем и будем обсуждать. Инфраструктура должна быть иной. Ну вы представляете, на Дальнем Востоке до сих пор есть люди, которые слышали слово "телевизор", но еще не видели его. Это огромная совокупность проблем. Здесь и энергетика, и связь, и все остальное. Все это поднимать надо, иначе ничего не получится. Ведь люди не имеют телевизоров не потому, что не хотят, а потому, что их попросту нет в наличии.
-- А с бараками как быть?
-- Я походил по этому ветхому жилью. В Якутске был, в Мирном, посмотрел. В условиях вечной мерзлоты и того жилья, которое было построено в свое время, сегодня на это смотреть очень больно и тяжело. Я побывал в квартирах, с людьми побеседовал. Они пришли в это состояние безысходности не по своей вине, а по вине государства, которое не сберегло конструкцию дома, жилища. Нельзя государству просто так уходить. По нашему региону требуется иной подход по разработке программ. Нужна иная программа по ликвидации ветхого жилья.
-- Какие регионы на Дальнем Востоке сейчас наиболее проблемные?
-- Те, что на севере, сложнее. Это Магадан, Чукотка, Камчатка, Якутия со своими просторами. "Южане" живут полегче. В первую очередь, на севере колоссальные расстояния, высокая цена на топливо. Сложный климат только способствует оттоку населения. Хотя можно отметить местами непрофессиональное управление. Если грамотно организовать экономику, обеспечить эффективную работу сырьевых отраслей, многие проблемы отпадут.
-- В октябре 2005 года состоялся референдум по объединению Камчатки и Корякского автономного округа. Есть ли другие претенденты на объединение?
-- Нам необходимо решать другие проблемы. До моего прихода обсуждался план объединения Еврейской автономной области с Амурской областью. Есть свои планы у Хабаровского и Приморского краев. Но это дело будущего, а пока надо сделать так, чтобы людям было непротивно жить на Дальнем Востоке. Конечно, укрупнение регионов улучшит управляемость территорий, сократит бюрократический аппарат. Но сначала надо разобраться с местными кадрами, не все из них соответствуют своему уровню. Та же Камчатка -- регион сказочно богатый, но дотационный. Здесь комплекс проблем, в том числе и объемы перечисляемых в Москву налогов. Но это ведь надо решать. Камчатка может кормить всю страну, а пока страна кормит Камчатку.
|