Один из самых известных автосалонов в США -- Северо-Американское международное автошоу 2006 (NAIAS) -- открылся в минувшее воскресенье в Детройте. Долгое время этот автосалон считался «домашним», на нем преобладали в основном местные новинки, но в последние годы тенденция сильно изменилась. Повышение цен на топливо привело к падению спроса на традиционно большие и «прожорливые» американские автомобили. И сейчас как никогда на рынке Северной Америки активны иностранные производители. Крупнейший из них -- Toyota -- в этом году снова рассчитывает отнять пальму мирового первенства по объему продаж у General Motors.
Нынешнее автошоу в Детройте проходит на фоне заметной стагнации американского автопрома. GM, по всей видимости, в ближайшее время не обойдут серьезные финансовые проблемы. Хотя вчера на пресс-конференции в рамках детройтского шоу вице-председатель совета директоров GM Роберт Лутц попытался в очередной раз убедить инвесторов в том, что подавать заявку на банкротство его компания не планирует, а прогнозы аналитиков о скором крахе концерна безосновательны. Тем не менее очевидно, что ведущий автомобилестроитель сейчас не в лучшей форме. За первые девять месяцев 2005 года убытки североамериканского подразделения GM превысили 4 млрд долл. В декабре GM пришлось объявить о закрытии нескольких заводов и сокращении 30 тыс. рабочих мест. Трудности есть и у Ford, второго по величине автоконцерна США. Компания сообщила в Детройте о том, что составляет план выхода из кризиса своих американских предприятий и активно ищет способы сократить высокие расходы. Ожидается, что окончательный вариант плана Ford представит к концу месяца.
Впрочем, компании активно заявляют о своих успехах и стараются доказать, что их развитие не остановилось. На нынешнем 18-м международном салоне в Детройте представлены более 700 серийных автомобилей и концептуальных проектов. Среди них 19 мировых премьер автомобилей для массового производства и десять принципиально новых концептов, семь из которых североамериканские. Среди последних обращает на себя внимание дебют компактного спортивного автомобиля Reflex от Ford. Шестиступенчатая автоматическая коробка передач и возможность установки 20-дюймовых дисков не единственное достоинство американского болида. Разработчики уверяют, что Reflex способен разгоняться до 100 км/ч за семь секунд. И хотя скорость не рекордная, в условиях стремительно растущих цен на топливо это настоящее достижение. Ведь это спорткупе приводится в действие дизельно-электрическим двигателем и солнечными батареями, а эти источники питания до сих пор не ассоциировались в автоиндустрии с высокими скоростями. Двери концепта на итальянский манер открываются вверх, относительно просторный красно-белый салон рассчитан на двух взрослых пассажиров и двух детей.
В неожиданной роли разработчика трехколесного транспорта выступил немецкий концерн Volkswagen, предложивший концепт трицикла GX3. С виду компактный GX3 весит всего 570 кг и представляет собой что-то промежуточное между малолитражкой и большим мотоциклом. Двигатель объемом 1,6 л мощностью 125 л.с. позволяет набирать скорость 100 км/час всего за 5,7 секунды. Про серийное производство менеджеры Volkswagen пока не говорят, однако на автосалоне утверждают, что если конвейер все же будет запущен, цена одноместного трехколесника составит 15--20 тыс. долларов.
В числе машин серийного производства неожиданно выглядит спортивный седан Acura TSX североамериканского подразделения японской Honda Motors. Этот прототип известной
Honda Accord появится в продаже в конце года. Двигатель объемом 2,4 л мощностью 200 л.с. сделает Acura TSX основным конкурентом «одноклассников» от Audi, BMW и Lexus, отмечают эксперты.
С 14 января двери павильонов откроются для всех желающих. Организаторы уверяют, что до закрытия 22 января шоу успеют посетить более миллиона человек. Первое автошоу в Детройте состоялось еще в ноябре 1900 года. На нем были представлены в основном аксессуары для активного отдыха -- пробковые шлемы, сачки для рыбалки и т.п. О количестве автомобилей история умалчивает. Зато точно известно, что именно тогда был продемонстрирован первый Packard, двигатели Dodge и Leland and Faulkner. Теперь, чтобы разместить все новинки 2006 года, понадобился свод крупнейшего на территории Северной Америки выставочного центра Cobo, предложившего участникам просторы в 700 тыс. квадратных метров.