|
|
N°168, 14 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судьба коммуниста
Беглый партиец решил отсудить у МВД спокойную и богатую жизнь
Судьбу одного из крупнейших расследований МВД, до сих пор державшегося в тайне, должен в ближайшие дни решить Хамовнический суд Москвы. С иском о незаконности возбуждения против него уголовного дела через своих адвокатов в этот суд обратился в прошлом крупный функционер КПСС, а ныне глава ЗАО «Фирма Никойл» (не путать с одноименной нефтяной корпорацией) Николай Ушаков, находящийся в международном розыске по линии Интерпола. Представители следственного комитета обвиняют его в целой серии афер, в результате которых частные компании и государство лишились десятков миллионов долларов. Более того, как считают в МВД, Ушаков похитил деньги, выделенные в свое время на грандиозный российский проект, получивший даже статус стратегического -- строительство в рамках программы «Дороги Востока» федеральной трассы Иркутск--Находка. Вместо денег государство решило передать для финансирования работ около 300 тыс. тонн нефти и мазута -- почти на 150 млрд «старых» рублей. Продать топливо было поручено «Никойлу», однако большая часть денег исчезла. Несколько лет предприниматель успешно прятался от Интерпола, а вот теперь дал о себе знать -- в своем иске он утверждает, будто в материалах следствия отсутствуют документы, подтверждающие его вину.
Николай Ушаков начал свою партийную карьеру еще в середине 70-х гг. Долгое время он был помощником члена ЦК КПСС, первого секретаря Краснодарского крайкома партии Сергея Медунова, а когда тому предъявили обвинения в масштабных злоупотреблениях и выгнали со всех должностей, Ушакову удалось остаться на плаву. После перестройки коммунист решил серьезно заняться бизнесом и организовал несколько фирм, в том числе «Никойл». До 1996 г. предприятия Ушакова ни в чем криминальном замечены не были, однако позднее следователи некоторыми из них заинтересовались -- в связи с расследованием одного уголовного дела.
Руководитель российской компании Gefes International Ltd. (он же одновременно занимал пост генерального директора ОАО «Слафнефть-Москва») получил почти 500 тыс. долларов на закупку оборудования от государственного предприятия «Московский центр уроандрологии и репродуктивной гинекологии». Техника центру так и не поступила, а деньги, как установили следователи, были «прокручены» через ряд фирм, после чего ушли в Австрию. В материалах расследования уже тогда фигурировало несколько коммерческих структур Ушакова. Вплотную же за бывшего партфункционера представители МВД взялись несколько позже, когда на них от крупных корпораций обрушился град заявлений. Все они были похожи: либо «Никойл» получал крупную предоплату, а нефть так и не поставлял, либо, наоборот, получал нефть, а деньги не возвращал.
Потом в правоохранительные органы обратились и руководители проекта «Дороги Востока», которые пожаловались, что возводить стратегическую трассу им просто не на что, поскольку все деньги застряли в фирмах Ушакова. А нанятые рабочие из-за не выплат зарплаты стали громить технику. По всем этим фактам было возбуждено уголовное дело, которое переросло в одно из самых крупных расследований Следственного комитета.
Все дороги ведут в BONY
Сотрудники СК и ГУБЭП МВД довольно долго разбирались во всех этих историях, и постепенно им удалось восстановить картину событий. Руководители Дальнего Востока очень долго пробивали проект строительства двух крайне важных трасс: Иркутск--Находка и Чита--Хабаровск. Денег в бюджете на эту программу долго не находилось, и тогда власти решили прибегнуть к системе взаимозачетов. Крупные предприятия (в том числе «Сургутнефтегаз»), которые задолжали государству деньги по акцизам за горюче-смазочные материалы или по другим налогам, должны были расплатиться топливом, а суммы от его продажи направлять на проект «Дороги Востока» (ДВ). Продавать нефть было решено через «Никойл». Почему выбор пал на эту малоизвестную фирму, так и осталось загадкой. Однако, как считают следователи, тут не обошлось без старых партийных связей Ушакова. В результате «Никойлу» поступило топлива почти на 150 млрд «старых» рублей, оно было успешно реализовано, но до стройки практически ничего не дошло.
Согласно данным СК, 31 июля 1996 г. «Дороги Востока» передали ЗАО «Никойл» 190 тыс. тонн нефти, которые фирма продала «Ярославльнефтеоргсинтезу» за 81 млрд рублей. Однако «Дорогам Востока» «Никойл» отдал из них всего 16 млрд. Спустя три месяца структуре Ушакова поступило еще 95 тыс. тонн нефти на 45 млрд, они были проданы Костромской ГРЭС. На этот раз «Дорогам Востока», по данным следователей, перепало с выручки всего 5 млрд. Тем временем из-за задержки финансирования начавшаяся было стройка застопорилась, а рабочим перестали выплачивать зарплату. В какой-то момент они даже подняли бунт, разгромив несколько экскаваторов и вагончиков, где жило начальство. «Дороги Востока» подали на «Никойл» в арбитражный суд, выиграли процесс, но миллиарды вернуть им так и не удалось. Позже следователи установили, что эти деньги через ряд российских банков ушли за границу, в основном на счета BONY.
Ни цента партнерам
За время расследования выяснилось, что «Дороги Востока» далеко не единственное предприятие, пострадавшее от действий Ушакова. По данным Следственного комитета, как только где-то собирались провести систему взаимозачетов на крупные суммы, тут же на горизонте возникал «Никойл». И всякий раз власти уполномочивали его брать у должников по налогам топливо, продавать, а потом перечислять деньги либо под госпроекты, либо тем организациям, которые из бюджета недополучили большие суммы.
Так, в апреле 1997 г. московское ООО «Парус Менеджмент» передало «Никойлу» 50 тыс. тонн мазута стоимостью 33 млрд рублей. Топливо ушло все на ту же Костромскую ГРЭС, после чего Ушаков связался с «Парус Менеджмент» и сообщил, что отправляет им платежное поручение о переводе первых 2 млрд выручки. Однако в тот же день, по данным милиционеров, предприниматель просто отозвал эту платежку из банка «Информпрогресс», после чего с «Парус Менеджмент» практически не общался. В августе того же года уже ОАО «Славнефть-Костроманефтепродукт» отгрузило «Никойлу» 70 тыс. тонн нефти. Заработав на топливе 30 млрд рублей, Ушаков отдал из них только 4.
Среди пострадавших от действий «Никойла» числятся и многие зарубежные компании. Так, несколько лет назад фирма Ушакова подрядилась через внешнеэкономическое предприятие «Союзрегион» продать крупной международной фирме Glencore International AG партию нефти. Получив предоплату в 30,3 млн долларов, «Никойл» отгрузил иностранцам топлива всего на 24 млн долл. После чего, по старой традиции, отказался отвечать на все запросы Glencore.
Большинство обиженных пытались забрать у «Никойла» долги, давили на него через адвокатов, а порой даже и через крупных олигархов. Однако все было бесполезно, и все претензии Ушакову удавалось довольно легко отбивать. Как полагают оперативники, видимо, и здесь не обходилось без старых партийных связей. Единственным, кому удалось выбить у Ушакова хоть что-то, стал крупный адвокат из Санкт-Петербурга Рымарев, однако он вскоре (возможно, это лишь совпадение) был убит.
А в Австрии лучше
Расследование дела против Николая Ушакова длилось довольно долго, и в конце 1998 г. ему заочно (тогда он уже подался в бега) предъявили обвинение в мошенничестве. Чуть позже предприниматель был объявлен во всероссийский, а потом и в международный розыск. За эти годы появлялась информация, что его видели то в Швейцарии, то в Австрии, однако задержать беглеца Интерполу никак не удавалось. Потому и удивительно, что в этом месяце адвокаты Ушакова подали иск о незаконности возбуждения дела. При этом, как нам сказали в суде, защитники Ушакова утверждают, что в материалах дела нет достаточных документов для преследования их подзащитного. В беседе же с корреспондентом газеты «Время новостей» судья Хамовнического суда Виктор Данилкин, которому предстоит рассматривать иск, заявил, что об исчезновении документов ему ничего не известно. Он просто запросил из дела ксерокопии всех необходимых, как ему кажется, материалов и на их основе и примет в ближайшее время решение.
Александр ШВАРЕВ