|
|
N°167, 13 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баян был весь разбит
Киммо Похьонен -- человек-рок-концерт -- выступил в Москве
Торжественный гала-концерт по случаю открытия Дней Хельсинки в Москве в ГЦКЗ «Россия» представил очень сильную команду. Джазовый биг-бенд УМО с солисткой Лаурой Воутилайнен, танцевальную фолк-группу «Тсууми», вокальный квартет «Вярттиня» и «аккордеониста» Киммо Похьонена.
Джазовый биг-бенд УМО, которому пришлось открывать концерт, можно сказать, со своим делом справился. Случайная публика внимательно слушала даже виртуозного тромбониста-экспериментатора Маркку Виенсуо, импровизировавшего не столько в сопровождении оркестра, сколько -- компьютера в реальном времени. Их солистка -- финская «певица года» Лаура Вуотилайнен оказалась тамошней Ларисой Долиной. Хотя джазовая фразировка Долиной пока еще изысканнее, зато не менее одаренная финка еще не утомлена звездным статусом и задорно берется за труднейший афроамериканский репертуар (I Feel GoodДжеймса Брауна).
Вокальный квартет «Вяртиня» (что значит «Веретено») -- четыре карельские девушки -- не менее задорно разыгрывают сценки из сельской жизни. Но более заученно, чем в народном быту, и явно в экспортном исполнении (с фолк-джазовой группой).
Кульминацией концерта стало давно ожидавшееся в России выступление Киммо Похьонена. Композитор Артур Онеггер году в 50-м сказал об авангарде: «...напившись серной кислоты, люди будут глотать спасительный сироп». Аккордеоны, гармошки и баяны -- это и есть тот самый сироп. Правда, играет Похьонен, выпускник Академии имени Сибелиуса по классу весьма авторитетной баянистки Марии Каланиеми, как и почти половина всех аккордеонистов мира, на том инструменте, который в России почему-то принято считать нашей ура-патриотической монополией, -- на готово-выборном баяне. И играет, если так можно выразиться, хеви-фолк. Выступление «человека-оркестра» Похьонена (нота в ноту повторяющее первый сольный диск баяниста Kielo) -- это скорее вокально-инструментальный рок-концерт: с мощным электроусилением, световыми эффектами, ритмическим драйвом и пантомимой (чтобы не сказать -- театрализацией). В пиджачной паре, без галстука и с ирокезом на бритой голове, Похьонен своей пластикой больше напоминал Петра Мамонова, чем фольклорного исполнителя. Да и по музыке лишь один номер представлял собой обработку протяжной северной песни. А в остальном его стилистический диапазон колебался от нью-эйджа с вокальным звукоподражанием китам и чайкам до средневековых хоралов в духе Арво Пярта (композиция «Коруна»). А со своим баяном обращался в точности как создатель современного стиля игры на электрогитаре Джими Хендрикс, разве что не сжег его в конце концерта. Так что во Дворце молодежи, где на следующий день состоялся сольный концерт финского баяниста, он наверняка понравился. Как понравился даже официальной публике, явно не ожидавшей от «аккордеониста» подобных рок-эксцессов.
Дмитрий УХОВ