|
|
N°243, 28 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия не будет кричать «караул»
Уходящий год был драматичным и беспокойным. Динамичнее стала и внешняя политика России. Эксперты «Времени новостей» полагают, что на международной арене в 2005 году Россия столкнулась не только с трудностями. Кое в чем нашей стране удалось доказать правоту, а на каких-то направлениях продвинуться вперед.
Борис ПЯДЫШЕВ, главный редактор журнала «Международная жизнь»:
-- Год назад, на исходе 2004 года, при обсуждении внешнеполитической ситуации вокруг России хотя и не хотелось кричать "караул!", но дела были близки к этому. Произошел переворот на Украине, и декларации новых киевских лидеров вызывали разочарования и опасения. То же случилось в Грузии, с той лишь разницей, что там было еще больше антироссийской суеты. Президент Молдовы круто пошел в сторону от сотрудничества с Москвой. Лидер Белоруссии держался стабильно, но конструктивного диалога с ним не получалось. А еще маленькие, но громкоголосые страны Балтии.
Минул 2005 год. Политика российского руководства, бизнес, общество своими разумными усилиями смогли к исходу года многое изменить к лучшему. Ярким событием стало празднование в Москве 9 мая 60-летия Победы над гитлеровским фашизмом. В Москву съехались все заметные фигуры мировой политики. По самому верху было воздано советскому, российскому народу за его героизм и жертвы. Важным рубежом было 60-летие создания Организации Объединенных Наций. Саммит ООН осенью в Нью-Йорке показал: несмотря ни на что, Россия остается среди самых авторитетных и уважаемых держав мира.
США и Россия споткнулись об Иран
Госсекретарь США Кондолиза РАЙС:
«Мы очень ясно сказали, что мы озабочены тем, как Россия продвигается к демократии. И эти озабоченности сохраняются. Это некоторая концентрация власти в Кремле, положение свободной прессы. Президент Буш сказал об этом президенту Путину во время их встречи. Тем не менее хочу вас заверить, что у нас сейчас очень конструктивные отношения с Россией. Это действительно так, и такие отношения мы намерены продолжать», -- из интервью «Времени новостей» от 3 марта 2005 года.
Владимир ЛУКИН, уполномоченный по правам человека в России:
-- Характер отношений России и США может быть обозначен как «соперничество -- партнерство». Хотя, конечно, такие вопиющие рудименты политики времен «холодной войны», как американская поправка Джексона--Вэника, все еще отравляют климат наших двусторонних отношений. И в этом контексте российско-американские экономические связи не избавлены от воздействия политического климата.
Сейчас на передний план выходят проблемы во внутренней и внешней политике самих Соединенных Штатов. Затяжной и все более затратный процесс "демократизации" Ирака наряду с обрушившимися на территорию США минувшим летом масштабными природными катаклизмами активизируют внутриамериканскую дискуссию о необходимости "вернуть американское правительство на территорию США". Учитывая давние исторические традиции изоляционизма в американской политике, не удивлюсь, если до конца оставшегося президентского срока администрация Буша-младшего будет уделять основное внимание многочисленным внутренним проблемам Америки.
Бывший глава Минатома (с 1992 по 1998 год) Виктор МИХАЙЛОВ:
«Убежден, что Иран ядерного оружия не создавал. А хотят они его или не хотят? А кто не хочет сейчас? При такой политике Америки каждая страна независимая захочет. Но от хотеть до иметь -- большой шаг», -- из интервью «ВН» 7 декабря 2005 года.
Бывший глава (до ноября 2005 года) «Росатома» Александр РУМЯНЦЕВ:
«В конце февраля 2005 года мы подписали дополнение к межправительственному соглашению, в котором иранская сторона взяла на себя обязательства возвращать, а Россия -- принимать отработанное ядерное топливо. Еще мы договорились, что свежее топливо должно появиться на станции строго в соответствии с технологическим циклом ее сооружения. Ввод станции в строй намечен на конец 2006 года... Где-то в конце 2005-го -- начале 2006 года топливо будет в Бушере», -- из интервью «ВН» 12 мая 2005 года.
Евгений ВОЛК, директор Московского представительства американского фонда "Наследие":
-- Проблема номер один в отношениях России и США -- это Иран и наше ядерное сотрудничество с Тегераном. Как мне представляется, Иран склонен водить Россию за нос в том, что касается гарантий военного характера своей ядерной программы.
Основное сейчас -- российско-американские противоречия в Центральной Азии. Здесь Россия, сотрудничающая с Китаем, обозначила свой курс на выдавливание Вашингтона из региона, который в Москве считается традиционной зоной российского влияния. Какой бы регион мы ни взяли, будь то Молдова, Прибалтика, Закавказье, российские интересы сталкиваются с американскими.
Виктор КРЕМЕНЮК, замдиректора Института США и Канады РАН:
-- Почти весь год в Америке прошел под знаком приближающегося политического кризиса -- из-за Ирака. Президент Буш явно не рассчитал возможностей США, когда ввязался в 2003 году в войну. И не сумел обеспечить поддержку своих целей нормальными средствами, а только за счет лжи и нарушений закона, что и всплыло на поверхность в уходящем году. Буш превращается сейчас в непопулярного и нелюбимого президента, благодаря которому Америка влипла в серьезнейшую проблему. Это побитое состояние Буша Москву устраивает. Он перестал читать лекции Путину о демократии. Отношения неплохие -- без прорывов, но и без проколов.
Европа расстается с иллюзиями
Министр иностранных дел Австрии Урсула ПЛАССНИК:
«Россия -- ключевой партнер Евросоюза. Отношения с Россией я считаю одним из приоритетов своей работы и на период председательства Австрии в ЕС в 2006 году», -- из интервью «ВН» 9 ноября 2005 года.
Константин КОСАЧЕВ, председатель комитета Госдумы по международным делам:
-- С точки зрения европейской интеграции это был провальный год для Европы. ЕС столкнулся с трудностями и по конституции, и по бюджету. Стало очевидным, что прием в ЕС государств Центральной и Восточной Европы -- часто по политическим соображениям -- организацию ослабляет.
Россия и Евросоюз договорились в 2005 году, что конечная цель их взаимодействия -- отмена виз для поездок граждан. К сожалению, ЕС продолжил практику двойных стандартов в сфере прав человека (это невнимание Брюсселя к положению русскоязычного населения в Балтии) и в оценках выборов. ЕС не поддержал идею России установить прозрачные и единые критерии оценки избирательного процесса. Не решена до конца и проблема калининградского транзита.
Генсек Евросоюза, высокий представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер СОЛАНА:
«Евросоюз продолжает жить и действовать. Евросоюз отнюдь не в кризисе, он по-прежнему важный игрок международной команды... Дебаты по европейской конституции возобновятся в первом полугодии 2006 года. И в конце полугодия мы сможем оценить ситуацию», -- из интервью «ВН» 10 ноября 2005 года.
Владимир ЛУКИН:
-- Эйфория от "победоносного", как казалось многим европейцам, расширения объединенной Европы быстро сменилась по меньшей мере недоумением, а то и растерянностью. Ясно, что политическая интеграция Европы в 2005 году притормозилась, а старые истины вроде "поспешай медленно" не теряют актуальности даже в эпоху глобализации. Обстоятельства вынуждают Европу расставаться с иллюзиями. Меньше иллюзий -- больше реализма, в том числе и в отношениях с Россией.
Заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге, ныне министр внутренних дел ФРГ Вольфганг ШОЙБЛЕ:
«Общаются ли главы государств и правительств на «ты» или нет, не самое главное. Однако я уверен, что у г-жи Меркель и г-на Путина сложатся добрые отношения. История германо-российских связей показывает, что немецкие руководители всегда знали, что хорошие отношения с Россией служат интересам не только Германии, но и всей Европы. У канцлера Гельмута Коля были хорошие отношения не только с Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным, но даже и с Юрием Андроповым», -- из интервью «ВН» 7 апреля 2005 года.
Михаил КАМЫНИН, директор департамента информации и печати МИД РФ:
-- 2005 год показал, что расширение Евросоюза в 2004 году до 25 членов имело для нас неоднозначные последствия. С одной стороны, позитивные -- введение единого таможенного тарифа ЕС, снятие нетарифных ограничений и т.д. С другой, негативные -- введение виз, диверсификация новыми членами ЕС источников поставок энергоносителей, распространение на эти страны антидемпинговых процедур ЕС в отношении российских производителей. ЕС, конечно, стал более неповоротливой организацией. Приоритетные вопросы для России -- это калининградский транзит и соблюдение прав русскоязычного населения в отдельных странах.
Николай ШМЕЛЕВ, директор Института Европы РАН:
-- События во Франции продемонстрировали просчеты национальной и социальной политики государства. Миграция населения является неизбежным последствием политических сдвигов и экономической ситуации. Однако уже сегодня необходимо думать об упреждающих мерах, регулирующих эти процессы. Речь идет не о запретительных, а о регулирующих законах, смягчающих социальные и национальные последствия иммиграции. Опыт Франции, как негативный, так и позитивный, должен пригодиться России.
«Момент истины» в СНГ
Спикер украинской Рады Владимир ЛИТВИН:
«Между Россией и Украиной был подписан договор (по газу. -- Ред.) на несколько лет вперед, по которому можно было спокойно жить и работать. Однако кое-кому в Украине захотелось внести новации: выйти на более «прозрачный» уровень отношений -- полный расчет «живыми» деньгами. Россия поддержала эти новации. Когда в Украине все это просчитали, то прослезились и предложили придерживаться существующих правил», -- из интервью «ВН» от 6 декабря 2005 года.
Владимир ЛУКИН:
Отношения с Украиной -- хороший тест для проверки адекватности нашей российской элиты. Если в начале 2005 года -- вскоре после "оранжевой революции" в Киеве -- в российской политике на украинском направлении эмоции явно превалировали над здравым смыслом, то к концу года уже можно вести речь о наличии взвешенной тактики и формирующейся стратегии.
Что касается отношений с Минском, то с момента провозглашения идеи союзного государства складывалось впечатление: ее инициаторы преследовали пропагандистские цели. Причем различные. Есть ли решение? Вероятно, оно лежит в плоскости максимального сближения в тех вопросах, которые представляют обоюдовыгодный интерес. Как, скажем, общая система ПВО. Формальное же объединение в единое государство явно не является приоритетом для правящих кругов России и Белоруссии.
Министр иностранных дел Белоруссии Сергей МАРТЫНОВ:
«События показывают главное: наши отношения с Россией развиваются в правильном направлении, с каждым днем приобретают все большее значение и делаются более содержательными. Я бы не связывал это с «оранжевыми революциями». Укрепление наших отношений происходит не потому, что мы или россияне боимся этих «цветочных революций». Это совершенно не так. На самом деле это результат накопленных усилий, которые предпринимали руководители обеих стран», -- из интервью «ВН» 1 августа 2005 года.
Председатель парламента Грузии Нино БУРДЖАНАДЗЕ:
«Атомной угрозы (Грузии со стороны России. -- Ред.), безусловно, нет. Но то, что со стороны России мы получаем иногда серьезные проблемы, это факт... Не надо считать меня апологетом антироссийских настроений, но у меня есть очень резкие оценки по отношению к политике, которую Россия осуществляет в Грузии и на Кавказе в целом», -- из интервью «ВН» 2 февраля 2005 года.
Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:
-- Знаковые события 2005 года связаны с расцветом и закатом «оранжевых революций». Год начинался с ожидания «цветной революции» в России, а заканчивается в условиях, когда на Украине лидеры «оранжевых» конкурируют в избирательных рейтингах в лучшем случае за вторые-третьи строчки. Оппозиция на Украине набирает силу, и причиной этого стала дискредитация идей, которые утверждала «оранжевая революция». Принято считать, что это идеи демократии, на самом деле главным смыслом «оранжевой революции» был отрыв Украины от России.
В 2005 году в Киргизии был свергнут президент Аскар Акаев. Его узбекский коллега Ислам Каримов, однако, сохранил власть. Узбекистан перешел из лагеря лучших американских друзей в регионе в Евразийское сообщество. Пережил страхи, связанные с возможностью дестабилизации обстановки в ходе парламентских выборов, Азербайджан. Сейчас серьезные основания для беспокойства имеются в Грузии и Армении. В Армении приближается президентская избирательная кампания, в которой глава государства Роберт Кочарян по закону не может принять участие. А ухудшающееся экономическое положение Грузии способно подтолкнуть местную власть на новые авантюры в Южной Осетии и Абхазии. Здесь многое будет зависеть от взвешенной позиции США и России. Непростая ситуация сохраняется в районе Приднестровья.
Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт ТОКАЕВ:
«Моим заместителем было сделано заявление, что такие планы (объединения в одно государство России и Казахстана. -- Ред.) не обсуждались и что таких намерений со стороны Казахстана не имеется. Но я бы слукавил, если бы сказал, что в общественном мнении к этому отнеслись спокойно...» -- из интервью «ВН» 1 ноября 2005 года.
Министр иностранных дел России Сергей ЛАВРОВ:
«Есть данные, которые позволяют допустить, что к организации тех событий (в Андижане. -- Ред.) приложили руку многие экстремистские группировки: и «Хизб ут-Тахрир», и «Исламское движение Узбекистана», и талибы, и чеченские террористы. Есть разные источники этой информации, мы перепроверяем их», -- из интервью «ВН» 6 апреля 2005 года.
Россия идет в Азию
Министр обороны Индии Пранаб МУКЕРЖДИ:
«Россия -- крупнейший поставщик оборонной продукции в Индию, и я не предвижу каких-либо изменений такого положения дел в ближайшие годы. Ныне реализуются контракты на сумму около 9 млрд долл.», -- из интервью «ВН» 18 ноября 2005 года.
Владимир ПОРТЯКОВ, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН:
-- Важным событием уходящего года стал совместный доклад о проблемах развития российско-китайской торговли и путях ее доведения до уровня в 60--80 млрд долл. (в 2005 году, по предварительным оценкам, ее объем составил 29 млрд). Это первый документ такого рода в отношениях России и КНР. Нельзя не упомянуть и экологическую катастрофу на реке Сунгари. Это событие подтвердило тесную взаимозависимость наших стран. Нет худа без добра -- возникла надежда на углубление сотрудничества в экологии и совместном использовании бассейна реки Амур.
2006 год провозглашен Годом России в Китае. Это поможет развеять туман подозрительности, укрепить дружбу и сотрудничество. Азиатский вектор в политике России укрепляется. Не случайно в уходящем году президент Путин наконец-то посетил Японию, а в декабре состоялся первый саммит Россия--АСЕАН.
Михаил КАМЫНИН:
-- Ратифицировано и вступило в силу Дополнительное соглашение между РФ и КНР о государственной границе на ее Восточной части. Оно закрыло пограничную проблему в наших отношениях. Тем самым в российско-китайских отношениях не осталось крупных политических проблем.
Первый визит на Ближний Восток
Министр иностранных дел Израиля Сильван ШАЛОМ:
«Мы очень рады, что президент России Владимир Путин принял решение посетить Израиль (в апреле 2005 года президент РФ впервые посетил Египет, Израиль и Палестинскую автономию. -- Ред.)... Между нашими странами хорошие, устоявшиеся отношения, и мы планируем укрепить их еще больше... Однако ракеты этого типа («Стрелец». -- Ред.) могут угрожать безопасности Израиля. И, конечно, вопрос о продаже Сирии российских комплексов «Стрелец» будет обсуждаться», -- из интервью «ВН» 20 апреля 2005 года.
Виталий НАУМКИН, президент российского Центра стратегических и политических исследований:
-- Иракский фактор оказывал подрывающее влияние на всю систему безопасности в регионе Ближнего Востока. Мой краткосрочный прогноз по Ираку достаточно пессимистичен, хотя там достигнуты успехи в стабилизации.
Иран и Турция остаются крупнейшими партнерами России, но ее роль в арабском мире, в том числе в ближневосточном урегулировании, по-прежнему незначительна. В ряде стран (Египет, Иордания, Ливан, Саудовская Аравия) под мощным давлением Запада и (или) в силу внутренних потребностей происходит политическая модернизация. Начато осуществление плана Ариэля Шарона по размежеванию с палестинцами. Но премьеру Израиля нужны победы на внутреннем фронте, так что серьезных подвижек в израильско-палестинском урегулировании ждать не приходится.
Министр иностранных дел Египта Ахмад Абу АЛЬ-ГЕЙТ:
«Конечно, после развала СССР России потребовалось время для выздоровления от пережитого шока. Теперь это позади, и Россия восстанавливает связи с арабским миром», -- из интервью «ВН» 14 декабря 2005 года.
Анатолий ЕГОРИН, президент научного центра «Российско-арабский диалог»:
-- В 2005 году США действовали на Ближнем Востоке по принципу «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать». Их нападки на Сирию, на мой взгляд, необоснованны. К Ирану выдвигались претензии почти такие же, как в прошлом к Ираку. Но в отличие от него Иран -- сосед России. В Ираке США взяли курс на «иракизацию» конфликта, но это может для них закончиться тем же, что и «вьетнамизация» во Вьетнаме.
Президент Торгово-промышленной палаты России Евгений ПРИМАКОВ:
«Если судить Саддама, то надо судить очень многих...Я не иракских политиков имею в виду. А Россия не потеряла Ирак. Иракцы в нас заинтересованы.
Думаю, что президент Сирии Башар Асад будет сохранен. Его упрекают во многом. Но никто, включая международных следователей ООН, не считает лично Башара Асада виновным в смерти Рафика Харири», -- из интервью «ВН» 20 октября 2005 года.
Георгий МИРСКИЙ, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН:
-- Позитивный итог уходящего года для Ирака заключается в том, что его население в большинстве включилось в политический процесс. Его основными вехами были выборы переходного парламента 30 января, конституционный референдум 15 октября и выборы в постоянный парламент 15 декабря. Однако обстановка в области безопасности не улучшилась. Ирак остается очагом терроризма и повстанческой деятельности.
Министр иностранных дел Ирака Хошияр ЗИБАРИ:
«Ирак нуждается в восстановлении экономики, в помощи. Здесь невозможно пренебречь Россией с ее возможностями, историей отношений с нами», -- из интервью «ВН» 21 ноября 2005 года.
Россия возглавит «большую восьмерку»
Михаил КАМЫНИН:
-- 2006 год не обещает быть легким. России предстоит председательствовать не только в "группе восьми", но и в Организации Черноморского экономического сотрудничества, в Арктическом совете. С мая 2006 года России предстоит принять председательство в Комитете министров Совета Европы.
Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института проблем глобализации:
-- Для России наиболее очевидные последствия будет иметь сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, приток нефтедолларов продолжится и усилит развращающее влияние на российскую элиту и государство. С другой -- в обмен на надежные поставки и расширение контроля над российскими энергоносителями развитые страны будут закрывать глаза на любые действия во внутренней политике. Пакт "нефть в обмен за молчание" был нащупан еще в начале дела "ЮКОСа, и руководство страны может не опасаться никаких серьезных напоминаний о демократии или Чечне.
Подготовлено газетой «Время новостей» совместно с журналом «Международная жизнь»