|
|
N°242, 27 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» объявил мораторий на радиоактивные украинские трубы
«Компания всерьез обеспокоена экологической угрозой, которую представляет переработанный металл из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, -- заявили агентству РБК в пресс-службе «Газпрома». -- До тех пор пока не будут получены убедительные доказательств, что радиоактивный металл не использовался при производстве труб, которые поставляет Украина, «Газпром» не станет приобретать непроверенную продукцию».
Беспокойство крупнейшей российской компании -- «Газпрома» имеет под собой серьезные основания: Украина начала масштабную промышленную переработку металлолома Чернобыльской АЭС. Это автоматически означает, что источающий радиацию металл уже перерабатывается в трубы, балки, швеллера и прочую продукцию, поставляемую на экспорт. И главным образом в Россию, т.к. именно наша страна является основным потребителем украинской металлопродукции.
И если об этом говорят уже в «Газпроме», то речь идет уже наверняка не о единичных случаях поставок зараженного радионуклидами товара, а о массовом ввозе в страну без преувеличения смертоносной продукции. Незадолго до объявления тендера на переработку чернобыльского металла украинское правительство в три раза сократило зону отчуждения Чернобыльской АЭС, объем запланированного к переплавке лома увеличился в разы и по самым скромным оценкам достигает 1 млн тонн. В скором времени весь этот металл, переработанный в трубы и иную металлопродукцию, окажется в России, т.к. «выловить» его в общем экспортном потоке будет практически невозможно: таможенники не осуществляют тотальный контроль на радиоактивность товаров и материалов, если они изначально не заявлены как радиоактивные. Да и обеспеченность постов средствами радиологического контроля оставляет желать лучшего: она составляет 50--70% от необходимого уровня оснащения.
Необходимо отметить, что на Украине нет однозначного отношения к переработке чернобыльского металла и многие политики и общественные деятели выступают категорически против подобных действий. Однако финансовая сторона дела, видимо, настолько привлекательна, что все вопросы безопасности, морали и этики отходят на второй план. Так по словам председателя комитета Верховной рады по вопросам экологической политики Геннадия Руденко, в чернобыльской зоне накопилось лома на сумму 2 млрд долл.: «Мы исследовали территорию, сделали расчеты и пришли к выводу, что металла в зоне ЧАЭС на сумму приблизительно два миллиарда долларов… Предлагаем на границе с чернобыльской зоной установить печи и переплавлять в них этот металл. Согласно выводам одной частной исследовательской лаборатории, радиационными будут только шлаки, оставшиеся после переплавки металла. А сам металл будет выходить чистый».
Однако, по мнению Международного социально-экологического союза, способов полностью очистить металл от радиации не существует. В результате радиоактивные трубы, металл идут в Россию, где российские граждане подвергаются риску радиоактивного поражения, что может привести к облучению, патологии внутренних органов, поражению нервной, эндокринной, иммунной и репродуктивной систем человека.
Это вывод не загадочной частной лаборатории, а авторитетных специалистов. Выразили озабоченность и «чернобыльцы». Председатель запорожской общественной ассоциации «Ветераны войны и инвалиды Чернобыля» Владимир Павелко, например, предложил предать гласности или общественной экспертизе хотя бы общие положения по получению чистой стали из радиоактивного лома. Ведь иначе появляются новые пути для контрабанды металла из «зоны», так как сертификаты подделывать у нас уже давно научились, а дозиметрия не везде существует. Особенно в жилищном строительстве, где активно используются те же трубы и металлопродукция.
Ввоз в страну радиоактивных украинских труб и металлопродукции правительством РФ в настоящее время никак не регламентирован. И некоторым поставщикам это развязывает руки. Не все металлотрейдеры готовы поддержать гендиректора компании «Комтех» Александра Рубцова, который считает, что «запретить ввоз радиоактивной металлопродукции -- долг правительства РФ».
Но остается ряд компаний, которые не собираются прекращать поставки украинских труб в Россию и не видят необходимости в спецпроверках безопасности такой продукции. Подобная позиция российских компаний не может не вызывать вопросов. Что тогда говорить о предприятиях Украины, где не везде существуют средства контроля прохождения радиоактивных труб, лома. А ведь за рынки металла приходится бороться. И такой факт не на руку металлургам Украины и некоторым российским металлоторговым компаниям, пусть даже будет десять надежных сертификатов, но тревога в душе покупателя останется. А пока не будут предприняты конкретные шаги со стороны российского правительства по пресечению ввоза радиоактивно загрязненной металлопродукции в Россию, никто не может чувствовать себя в безопасности даже в собственном доме, не зная, какая труба или арматура была использована при капитальном ремонте. Вот здесь-то и нужен государственный подход к решению проблемы.
Размещено в газете под рубрикой "Позиция"
|