|
|
N°242, 27 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Младенцы под раздачу: виноватых нет
В России по закону практически невозможно осудить торговцев новорожденными
Генпрокуратура России, как стало известно газете «Время новостей», на днях начала проверку материалов уголовного дела московской пенсионерки Людмилы Вержбицкой, 29 ноября осужденной Гагаринским судом Москвы за махинациями с новорожденными. О том, как она выменивала новорожденных у их матерей в обмен на 1000-1500 долларов, а затем реализовывала младенцев всем желающим за 20-25 тыс. долл., наша газета подробно писала в номерах от 30 ноября и 19 декабря 2005 года.
В ходе следствия и судебного процесса выяснилось, что в Уголовном кодексе РФ попросту не оказалось нормы, предусматривающей ответственность за торговлю детьми в «чистом виде». В итоге приговор г-же Вержбицкой стал настоящим шоком для правоохранительной системы России - человек, фактически торговавший детьми (если под этим понимать обмен ребенка на деньги), была приговорена лишь к штрафу в 350 тыс. руб. Тогда в интервью "Времени новостей" высокопоставленные представители МВД признали, что «приговор Вержбицкой» означает одно - в стране легализовали торговлю детьми.
Корреспондент газеты «Время новостей» попытался выяснить, как такое могло произойти, и как в разных органах госвласти оценивают ситуацию. И обнаружил, что единого мнения на этот счет нет - депутаты полагают, что прокуроры и милиционеры неверно трактуют закон, сами же следователи винят законодателей в создании «правовой дыры». В результате проблема так и не решена. Пока чиновники спорят, суды продолжают фактически оправдывать торговцев детьми, наказывая их весьма символически только за «сопутствующие» правонарушения, как, к примеру, подделка документов или самоуправство. И счет таким фактам, по данным МВД, идет уже на десятки.
В ходе проверки «дела Вержбицкой» эксперты Генпрокуратуры, по нашим данным, планируют изучать материалы по нескольким направлениям. Во-первых, Генпрокуратура хочет выяснить, почему Московская прокуратура, а затем и прокуратура Юго-Западного округа, куда было направлено это дело, расследовали его именно по ст. 126 (похищение человека) УК РФ, которая была признан судом несостоятельной. Во-вторых, интересует, почему г-жа Вержбицкая получила столь мягкий приговор. Будет досконально изучаться работа следователей и их руководства -- насколько правильно они распорядились полученными доказательствами, что из них учли и как квалифицировали. Однако, несмотря на всю серьезность проводимых Генпрокуратурой мероприятий, все участники этой истории неофициально признают, что причина провала громкого процесса, в первую очередь, не в следователях, а в законе.
В МВД прямо говорят, что Россия узаконила торговлю детьми 2 года назад, когда из УК в пакете с другими поправками была изъята ст. 152 -- «торговля несовершеннолетними». Она предусматривала до 10 лет лишения свободы за сам факт купли-продажи ребенка. Тогда же вместо нее была введена другая статья -- 127 прим.1 (торговля людьми). Однако именно эта законодательная манипуляция и вызвала теперь ожесточенные споры. С одной стороны, срок лишения свободы увеличен до 15 лет. Но, буквально следуя тексту новой нормы, оказалось, что наказать человека можно только в том случае, если будет доказан факт торговли людьми с целью их эксплуатации. Более того, в Комментариях к УК РФ под редакцией Председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева в пункте 4 оговорено: «обязательным условием уголовной ответственности является совершение купли-продажи человека (или иных перечисленных действий) в целях его эксплуатации. Понятие эксплуатации применительно к данному составу раскрывается во втором примечании к статье. Это различные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, изъятие органов или тканей. Эксплуатация человека характеризует цель данного преступления, но не является элементом его объективной стороны. Поэтому эксплуатация, выразившаяся в совершении действий, прямо запрещенных уголовным законом, требует самостоятельной квалификации по соответствующей статье УК. Например, ст. 127.2 (использование рабского труда), ст. 111 (изъятие органов или тканей потерпевшего), ст. 241 (организация занятия проституцией).
И хотя комментарий к УК не является официальным нормативным документом, при рассмотрении уголовных дел в случае сомнения суды ориентируются именно на него. То же самое делают и следователи с милиционерами, дабы не опростоволоситься в суде. Следуя же элементарной логике, эксплуатировать можно взрослого человека, и даже несовершеннолетнего, но как это проделать с новорожденными, неизвестно.
«Сейчас по России порядка 30 подобных уголовных дел. Следствие не знает, что с ними делать, как квалифицировать. Фактически после внесения последних изменений в УК все оперативные разработки по торговцам младенцами свернуты. Ловить злодеев нет смысла, так как их просто нельзя отправить за решетку. Сейчас этот бизнес теоретически является законным и приносит просто колоссальные доходы, - рассказал корреспонденту «Времени новостей» источник в правоохранительных органах. - Можно говорить, что он поставлен на поток, здесь замешаны и медики и нотариусы и сотрудники ЗАГСов и т.д. Хорошо если дети попадают в нормальные семьи, но есть случаи, когда их приобретают на органы, когда они попадают к психически нездоровым людям. Младенцы десятками вывозятся по поддельным документам через московский аэропорт «Шереметьево-2». По нашим данным, сейчас ежегодно в нашей стране по самым скромным подсчетам покупается-продается порядка 5 тыс. детей в возрасте до 6 лет. И участникам этих сделок почти ничего не грозит».
Генпрокуратура, обобщая правоприменительную практику, как выяснилось, еще в сентябре обратилась в Госдуму с просьбой вернуть исчезнувшую статью. Однако там, как выяснила газета «Время новостей», инициатива поддержки не нашла.
«Никакой легализации торговли детьми в нашей стране нет, -- заявил "Времени новостей" глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. -- Это вздор. 8 декабря 2003 года был принят закон, сильно меняющий наш УК. Было внесено более ста поправок. Если раньше была «частная» ст. 152 УК РФ «торговля детьми», то затем появилась большая и «общая» ст. 127 прим. 1 -- «торговля людьми», предусматривающая суровое наказание преступников. Изменился номер статьи, а не ее состав, и читается эта статья как «торговля людьми», и соответственно, если есть факт торговли, нужно возбуждать уголовное дело по этой статье и наказывать. А вот дальше купля-продажа -- это отдельно. То, что написано дальше, следует читать как «либо его вербовка в целях эксплуатации, либо его передача в целях эксплуатации, либо его укрывательство в целях его эксплуатации». Это такая юридическая техника. И те, кто таких вещей не знает, должны подучиться. Это не проблема Уголовного кодекса, а прокуратуры в данном случае».
Но в МВД эту оценку ситуации по просьбе «Времени новостей» прокомментировали не менее жестко: «Такие вещи говорит человек, не разбирающийся или не желающий разбираться в тонкостях. Если бы мы делали так, как он советует, нас бы адвокаты и судьи засмеяли. Пусть нормальным языком законы пишут, а лучше -- внесут изменения в УК, чтобы не было этой многозначности».
Также "Времени новостей" удалось получить текст обращения Генпрокуратуры по этому поводу в Госдуму. В пояснительной записке к проекту указано: «В соответствии со ст. 127 прим. 1 УК РФ торговля людьми, в том числе несовершеннолетними, с декабря 2003 года признается уголовно наказуемой лишь при наличии у виновного специальной цели -- эксплуатации потерпевшего. Таким образом, декриминализируется торговля детьми при отсутствии или недоказанности цели их сексуальной или экономической эксплуатации. Практически доказать наличие перечисленных в статье целей у лица, сбывающего ребенка, равно как и у посредников и пособников, в большинстве случаев затруднительно. Фактически это означает невозможность привлечения к уголовной ответственности значительного числа субъектов торговли детьми».
После этого мы снова поинтересовались судьбой предложения Генпрокукатуры, и оказалось, что все прошедшие четыре месяца им никто не интересовался. В комитете по делам женщин и семьи Госдумы нам подтвердили, что в УК не хватает статьи «торговля детьми», а имеющаяся статья «не охватывает младенцев». Однако отметили: «Это не наша прерогатива -- заниматься проектом Генпрокуратуры, этим должен заниматься профильный комитет Крашенинникова». В свою очередь сам г-н Крашенинников заявил "Времени новостей": «Ничего про этот проект не слышал, у нас была рабочая группа по этой теме. Мы все обсудили -- существующий закон соответствует всем нормам и требованиям».
Борис КОРАБЛЕВ