|
|
N°242, 27 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опять виновны
Ветеринарам огласили еще два приговора
Криминальная эпопея российских ветеринаров и наркологов, регулярно обвиняемых сотрудниками Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в незаконном хранении и сбыте психотропных веществ, получила новое продолжение. Вчера президиум Мосгорсуда утвердил обвинительный приговор ветеринару Александру Дуке, которого еще в сентябре 2004 года Замоскворецкий райсуд приговорил к условному сроку на один год. Вчера же Симоновский райсуд вынес повторный приговор врачу-наркологу Алексею Курочкину, снова признав его виновным. Адвокат медиков Евгений Черноусов намерен обжаловать оба эти судебные решения. Он продолжает настаивать, что ветеринары и наркологи -- не торговцы наркотиками, а наоборот, честно исполняли свой долг, помогая людям и животным.
За последние три года в России подразделениями ФСКН было заведено около 20 уголовных дел в отношении врачей. Ветеринар Александр Дука стал одним из первых "попавшихся". Сотрудники ФСКН задержали его в ноябре 2003 года во время «проверочной закупки». Ветеринара вызвали на дом якобы для операции, необходимой больной собаке. И как только г-н Дука набрал в шприц сильнодействующее вещество кетамин (это лекарство в качестве наркоза для животных не имеет аналогов), полицейские тут же объявили, что он совершил незаконный сбыт психотропного вещества. Позднее суд согласился с доводами обвинения и приговорил ветеринара к году лишения свободы условно. Правда, тем же приговором суд освободил его от наказания «в связи с изменением обстановки». Под этим суд подразумевал тот факт, что Минсельхоз за время следствия и суда внес кетамин в список препаратов, разрешенных для применения в ветеринарии, и действия подсудимого нельзя более считать «общественно опасными». Мосгорсуд этот приговор сначала отменил, но надзорная инстанция городского суда встала на сторону прокуратуры, и вчера приговор ветеринару был утвержден в первоначальной редакции. Но адвокат Черноусов намерен обжаловать решение президиума Мосгорсуда в Верховном суде. «В Уголовном кодексе нет специальной статьи, которая предусматривала бы ответственность ветеринаров, -- отметил г-н Черноусов. -- Незаконное хранение и сбыт психотропных веществ относится к разделу преступлений против здоровья населения УК. Но ведь Дука лечил животных!»
Вчера же Симоновский райсуд вынес повторный приговор врачу-наркологу Алексею Курочкину. Его задержали в марте 2004 года по стандартной схеме с «проверочной закупкой» и предъявили обвинения по той же ст. 228 УК, но за хранение не кетамина, а себазона (препарат, применяемый для снятия абстинентного синдрома у алкоголиков). В декабре того же года его приговорили к двум годам условно, а после отмены кассационной инстанцией Мосгорсуда и повторного рассмотрения дела вновь признали виновным, но наказание «смягчили» до штрафа в 10 тыс. руб. «Этот приговор меня просто удивил, -- заявил адвокат Черноусов. -- Если раньше суды придирались к тому, что у наркологов не было лицензии на применение психотропных веществ, то у Курочкина такая лицензия была. Вообще непонятно, какой закон он нарушил? Приговор выглядит так, как будто Курочкин приехал к пациенту не для того, чтобы его вылечить, а для того, чтобы продать ему шприц с лекарством».
В принципе, не все «уголовные дела врачей» заканчиваются обвинительными приговорами. Так, за последние два месяца были прекращены пять дел в Ярославской области в отношении ветеринаров, которым сотрудники ФСКН пытались вменить сбыт препарата лаураболина как сильнодействующего вещества, хотя он в списках таковых не значится. Кроме того, Измайловский райсуд оправдал главврача московской поликлиники №7, специализирующейся на пластических операциях и искусственных прерываниях беременности (кетамин здесь также применяется для наркоза). Суд пришел к выводу, что г-н Прокофьев не только не виноват, но, напротив, честно выполнял свой профессиональный долг.
Тем не менее это можно считать лишь исключением из правила, и тысячи врачей продолжают оставаться под угрозой уголовного преследования. По мнению адвоката Черноусова, решить эту проблему может предстоящий пленум Верховного суда, посвященный обобщению практики по подобным делам. «Многие дела сейчас изучаются в Верховном суде, и мы с нетерпением ждем пленума. Я считаю, что ВС должен ускорить свою работу, чтобы устранить наконец существующую правовую коллизию», -- заявил г-н Черноусов.
Екатерина БУТОРИНА