|
|
N°242, 27 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ну, угоди!
Бюджет Ростовской области толкает донских производителей в сети
Администрация Ростовской области приняла решение со следующего года субсидировать процентные ставки по кредитам тем местным компаниям, которые «пробиваются» в международные и национальные торговые сети. Льготный режим кредитования распространится на расходы, связанные с выполнением традиционных требований Metro Cash&Cary, O`key, «Перекрестка», «Рамстора» и других ритейлоров относительно стандартов упаковки товара, наличия штрих-кода и тому подобного.
Руководители тех донских заводов и фабрик, которым не удается попасть на полки гипер- и супермаркетов, постоянно жаловались на ритейлоров то в областную администрацию, то депутатам местного законодательного собрания. При этом звучали самые радикальные просьбы, вплоть до того, чтобы запретить сетям заходить в регион: мол, местные магазинчики, мелкооптовые рынки охотно торгуют донской продукцией, вот пусть они и продолжают доминировать на потребительском рынке Ростовской области. Однако донские власти заняли прямо противоположную позицию.
В частности, Ростовская область первой в России стала сама выходить с предложениями к крупным торговым сетям открывать свои гипермаркеты на Дону. Донской губернатор Владимир Чуб говорит, что приход в регион таких форматов цивилизованной торговли выводит розницу из «тени», что сразу позитивно сказывается на доходах бюджета. Понятно, что тот же Auchan рано или поздно и сам бы пришел в Ростовскую область, но если компания реализует свой проект на Дону даже на год-два раньше, бюджет от этого получит прямую выгоду в виде налогов за это время. «К тому же, как бы ни жаловались наши производители, приход сетей дает донским товарам дополнительный шанс пробиться на национальный, а возможно, и международные рынки», -- говорят чиновники.
Тем не менее не реагировать на обращения донских заводчиков чиновники не могли, и в итоге несколько раз собирали руководителей гипермаркетов, чтобы строго спросить, почему доля ростовских товаров на полках Metro или, допустим, «Рамстора» в Ростове-на-Дону не превышает 5--7%. Ритейлоры в свою очередь клялись в симпатиях к локальным производителям, желании увеличить их долю в ассортименте до 12--15%, а то и 30%, однако одновременно указывали на то, что уровень автоматизации розницы не позволяет сегодня торговать продукцией без штрих-кодов, без надлежащей упаковки, без стабильности поставок и качества. «Переход от дружеского, почти задушевного сотрудничества с ростовскими супермаркетами, к безжалостной реальности иностранных стандартов оказался ошеломляющим, -- признается Константин Остапкевич, директор донской компании, специализирующейся на выпуске полуфабрикатов. -- Теперь успех сотрудничества определяют не хорошие личные отношения топ-менеджеров компаний, а удовлетворение поставщиком всех запросов сети и возможность предоставить огромные скидки». Именно с выполнением стандартного набора ритейлорских требований власти Ростовской области и решили помочь донским товаропроизводителям.
Впрочем, некоторые ростовские заводчики по-прежнему заявляют, что дело вовсе не в качестве и упаковке, а в том, что в сетях якобы процветает коррупция и пробиться на полки без взяток менеджерам будто бы совершенно невозможно. Но у чиновников и на это есть ответ: «Чем больше сетей зайдет в Ростовскую область, тем выше будет их конкуренция, в том числе и за включение в ассортимент тех товарных позиций, к которым привыкло местное население».
На сегодняшний день о своем желании поучаствовать в объявленной губернатором Владимиром Чубом программе субсидирования заявили 15 донских товаропроизводителей, в основном выпускающих продукты питания и текстиль.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону