|
|
N°242, 27 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Никаких кризисов быть не может»
Алексей Улюкаев обещает
«Нам не удалось главное -- удержать инфляцию в параметрах, заданных бюджетом», -- признал первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев, подводя вчера итоги кредитно-денежной политики его ведомства в 2005 году. Зато в остальных вопросах, будь то управление валютным курсом или упрощение системы рефинансирования банков, упрекнуть ЦБ не в чем, считает он. Оценивая деятельность ЦБ в этой сфере, участники рынка отмечают, что в целом политика регулятора оставалась не слишком заметной, но другой в условиях очень сильного платежного баланса она быть и не могла.
Ответственность за высокую инфляцию (по итогам года составит 11% при заложенном в бюджете параметре 8,5%) несет ЦБ, однако, по словам г-на Улюкаева, это не вина его ведомства. «Только в январе из-за роста тарифов естественных монополий инфляция составила 1,8% годовых», -- напомнил он.
В то же время г-н Улюкаев признал, что рост золотовалютных резервов (с начала года на 40% -- с 124,5 до 173 млрд долл.) опосредованно и негативно повлиял на рост инфляции. Объем денежной базы за год увеличился на 24%, а денежной массы -- на 40%. С одной стороны, это способствовало поддержанию высокой ликвидности в банковском секторе, а с другой -- усугубило проблему роста цен.
Впрочем, по мнению главного экономиста ИК «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, инфляцию подтолкнул не столько рост денежной массы, сколько увеличившиеся расходы населения. «После прошлогоднего летнего банковского кризиса люди перестали, как прежде, активно накапливать сбережения и предпочли больше тратить», -- полагает он.
На будущий год у первого зампреда ЦБ более чем радужные прогнозы: «инфляция 8,5% становится очень осязаемым показателем и вполне достижимым». «При любой конъюнктуре мы сможем вписаться в 8,5% в следующем году», -- считает г-н Улюкаев. Главное, по его мнению, не увеличивать расходы федерального бюджета. Отметим, что аналогичную мысль как заклинание месяц назад повторял его шеф -- председатель ЦБ Сергей Игнатьев, выступая в Госдуме.
«При прогнозе роста ВВП в будущем году на 6% сохранение инфляции в пределах 8,5% маловероятно», -- полагает г-н Гавриленков. Экономика, считает он, должна расти более быстрыми темпами -- на 7--7,7%, тогда можно было бы удержать инфляцию в заданных рамках. Впрочем, многое будет зависеть от мировых цен на нефть, которые, по некоторым прогнозам, в 2006 году не будут демонстрировать столь впечатляющих темпов роста, как в нынешнем, и скорее всего останутся в пределах 50 долл. за баррель (сейчас около 60 долл. за баррель).
Снижение объема экспортной выручки от продажи «черного золота» может привести к падению ликвидности во многих секторах экономики. Это признает и г-н Улюкаев. И если сейчас банки предпочитают кредитоваться друг у друга, игнорируя возможность занять деньги у ЦБ, то в следующем году ситуация может измениться. У банков, обслуживающих экспортеров, просто не будет столько свободных денежных ресурсов. По словам г-на Улюкаева, чтобы сделать банковское рефинансирование более доступным для участников рынка, ЦБ намерен, во-первых, и в дальнейшем понижать ставку (сейчас она составляет 12%, в то время как на рынке МБК занять деньги можно под 4--6% годовых). «Я считаю, что наша ставка рефинансирования должна быть на 1--1,5 процентного пункта выше показателя роста цен», -- заявил г-н Улюкаев. Во-вторых, нужно расширить круг эмитентов, чьи ценные бумаги принимаются в обеспечение при рефинансировании. Кроме того, регулятор планирует упростить процедуру и сократить срок предоставления кредитов.
«Эти меры не будут оказывать решающего влияния на рынок, -- полагает г-н Гавриленков, -- однако со временем станут более значимыми для банков». В связи с ожидаемым снижением притока валютной выручки предложение денег сократится, следовательно, возрастет их стоимость, так что разница между ставкой ЦБ и ставками на рынке МБК будет не столь существенной. Значит, инструменты регулятора станут более востребованными. «Проблема в том, что российские банки не привыкли жить в условиях «дорогих денег». Следовательно, это может стать еще одним катализатором дальнейшего укрупнения банков путем их слияния. Это перспективы нескольких лет», -- рассуждает г-н Гавриленков.
Впрочем, по мнению г-на Улюкаева, ухудшение внешней конъюнктуры не повлечет за собой глобальных катаклизмов: «никаких кризисов быть не может».
Наталья РОМАНОВА