|
|
N°242, 27 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аппаратный мятеж
Уральские губернаторы отказались отвечать за исполнение нацпроектов в своих регионах
Неожиданный отпор получила администрация президента России в Уральском федеральном округе. Губернаторы регионов, входящих в УрФО, указали своим «кураторам» на массу недоработок в проекте по созданию новой контрольной структуры. Произошло это в Екатеринбурге на совещании у полномочного представителя президента в округе. Обычно участники таких совещаний молчаливы и просят слова только для поддержки очередной московской инициативы. Но в этот раз все получилось иначе.
Первоначально предполагалось, что доклад главного участника совещания -- начальника контрольного управления российского президента Александра Беглова будет оперативно утвержден, после чего губернаторы одобрят инициативу полпреда Петра Латышева. Полгода назад представитель президента презентовал общественности проект «Урал промышленный -- Урал полярный», по которому планируется за несколько лет развить инфраструктуру северных территорий округа за счет промышленных гигантов его южной части. То есть металлургические предприятия Челябинской и Свердловской областей должны вкладывать деньги в разработку месторождений полезных ископаемых Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Проект очень понравился подчиненным г-на Латышева и губернаторам АО, а вот на юге к нему отнеслись скептически. «Такие масштабные планы должен финансировать федеральный бюджет», -- заметил тогда свердловский премьер-министр Алексей Воробьев.
Когда в России появились приоритетные национальные проекты, Петр Латышев начал работу по подключению своей программы к ним. Совещание с участием губернаторов и г-на Беглова должно было приблизить исполнение этой мечты. Но не получилось -- начальник контрольного управления президента испортил настроение главам территорий, рассказав об организации вертикали контроля за реализацией национальных проектов. По словам г-на Беглова, вертикаль будет состоять из четырех частей: законодательной во главе с Федеральным Собранием Российской Федерации, исполнительной во главе с аппаратом российского правительства, административной во главе с контрольным управлением президента и общественной во главе с Общественной палатой. Такой подход чиновник объяснил необходимостью жесткого контроля на всех уровнях за расходованием выделенных на нацпроекты средств. «Все представители исполнительных органов власти персонально отвечают за этот процесс. Главы субъектов федерации будут докладывать о своей работе в полпредство, при этом доклад будет идти за подписью первого лица региона. Полпредство будет отчитываться перед президиумом совета по национальным проектам», -- объяснил суть нововведения Александр Беглов. Официально эта система вступит в законную силу после одобрения Госдумой законопроекта «О государственном контроле», который в ближайшее время должен попасть в парламент.
Поначалу губернаторы отреагировали на рассказ г-на Беглова спокойно. Выступавший следом глава Челябинской области Петр Сумин одобрил новую вертикаль, рассказал, что в его регионе программы аналогичные нацпроектам действуют давно, и предложил дополнить законопроект обязательным требованием ко всем чиновникам отчитываться о проделанной работе в прессе. Но уже следующий докладчик -- свердловский губернатор Эдуард Россель указал начальнику контрольного управления президента на ряд недоработок. Г-ну Росселю весьма не понравилась идея ответственности руководителя региона за реализацию проектов. В Свердловской области создан штаб по выполнению задач, поставленных президентом, и возглавляет его не губернатор, а премьер-министр. Именно он, по версии г-на Росселя, и должен отвечать перед Москвой. Правда, сдавать своего подчиненного губернатор не намерен. Именно поэтому он указал и на вторую недоработку кремлевской инициативы -- она не сводит на нет ведомственную разобщенность. «Нет надлежащей нормативной базы для проведения контроля. Нет единой федеральной системы государственного контроля. Я согласен, что исполнительную вертикаль нужно дополнить контрольной вертикалью. Однако в предлагаемом законопроекте о государственном контроле нужно многое дополнить. Я думаю, что контрольные органы субъектов РФ должны следить и за работой органов местного самоуправления. Кроме того, не хотелось бы, чтобы контроль превратился в самоцель. Мы в последнее время наблюдаем чрезмерную активность разнообразных контролеров. Скоро мы будем работать только ради бумажки и ради отчетности. Неясно и то, из каких средств будут финансироваться контрольные органы», -- перечислял недостатки проекта г-н Россель.
С этого момента совещание пошло совсем не так, как планировалось. Губернатор Курганской области Олег Богомолов пожаловался на то, что федерация не полностью финансирует некоторые национальные проекты, сократив потребности региона почти на треть. После такой критики федеральным чиновникам пришлось отступить. Закрывая совещание, Петр Латышев признал, что идея государственного контроля действительно требует серьезной доработки. Это же был вынужден повторить и Александр Беглов. В результате заранее составленный проект резолюции подписан не был.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург