Время новостей
     N°242, 27 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.12.2005
«Нефть будет стоить от 45 до 55 долларов»
Вчера президент Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК), министр энергетики Кувейта шейх Ахмад Фахд ас-САБАХ провел в Москве переговоры с руководством МИДа и Минпромэнерго России. О содержании этих переговоров и о том, какими будут цены на нефть, президент влиятельного картеля рассказал обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ.

-- ОПЕК раньше давила на Россию, чтобы та не увеличивала нефтедобычу, мол, это снизит цены на нефть. Теперь Россия наращивает добычу, а ОПЕК молчит. Почему?

-- Потому что раньше цена на нефть была низкой, баррель стоил около 20 долл., а то и 9, и 10. Это не устраивало ни ОПЕК, ни Россию. Поэтому-то мы и просили Россию -- а это сейчас второй производитель нефти в мире после Саудовской Аравии -- координировать усилия, снизить добычу на тот период, чтобы повлиять на цены.

Теперь цены поднялись и не опускаются, хотя все производители работают на максимуме возможностей. Наоборот, перед нами стоит задача наращивания добычи. А для этого нужны миллиарды долларов инвестиций. Но во-первых, должна быть и отдача, справедливый доход от этих инвестиций. Во-вторых, нужны условия, при которых и дальше росло бы потребление углеводородов.

-- Россия уже не воспринимается членами ОПЕК в качестве конкурента? Но разве не идет борьба за те же европейские рынки?

-- Мы хотим координировать нашу работу и подходим к этому не с точки зрения конкуренции. Но даже внутри ОПЕК, где 11 стран-членов, существует конкуренция за рынки сбыта. Ведь ОПЕК не выступает единым поставщиком, каждая страна сама обеспечивает сбыт своей продукции. К тому же ни одна страна-потребитель не будет полагаться на единственного поставщика.

В мире, однако, существуют опасения, что в будущем могут возникнуть проблемы с удовлетворением растущего спроса на топливо. Активное присутствие России на мировых рынках нефти и газа -- фактор, укрепляющий доверие потребителей к поставщикам. Вместе, Россия и ОПЕК, удовлетворят растущий спрос. Тот же европейский рынок способен переварить нефть и газ и России, и Казахстана, и стран ОПЕК. Так что мы считаем, к примеру, очень важным и своевременным строительство Северо-Европейского газопровода из России в Германию. Но и арабские страны, тот же Катар, развивают производство сжиженного газа для увеличения его поставок в Европу. Кувейт строит в Италии нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).

-- Цены на нефть будут расти и дальше?

-- В 2006 и 2007 годах цены на нефть останутся на нынешнем уровне.

-- То есть где-то 50 или 60 долл. за баррель?

-- В ближайшие два года цены на нефть будут колебаться от 45 до 55 долл. за баррель. Через два года возможен рост производства нефти, и тогда многое зависит от спроса. Если он будет увеличиваться, то цены пойдут еще выше, если нет -- немного упадут. Но сейчас трудно делать прогнозы больше чем на два года.

-- А не слишком ли высоки такие цены? Помнится, в 1999 году ОПЕК установила ценовой коридор, в котором должны были удерживаться цены на нефть. Нижней его границей была отметка в 22 долл. за баррель, а верхней -- 28. И если цены десять дней подряд были ниже или выше, то ОПЕК снижала или увеличивала добычу...

-- Мы отменили этот коридор более полугода назад, о чем было заявление ОПЕК. Сегодня те цены уже не являются справедливыми, учитывая наши затраты и объемы инвестиций. Сегодня даже цена 60 долл. за баррель не замедлит роста мировой экономики. С той поры, когда мы вводили ценовой коридор, многое изменилось. На рынки активно ворвался такой гигант, как Китай.

-- 31 января ОПЕК планирует провести в Вене внеочередное заседание. Зачем, если цены более-менее стабильны?

-- Это будет действительно внеочередное заседание. Обычно ОПЕК собирается раз в квартал, но на этот раз мы соберемся раньше. Мы уже думаем о втором квартале 2006 года. Если в весенний период мировой спрос на нефть упадет, как мы и предполагаем, то мы должны принять решение, позволяющее сохранить стабильность цен. Возможно, одним из таких решений станет некое сокращение производства ОПЕК.

-- Не опасаетесь ли вы того, что такой член ОПЕК, как Ирак, скоро начнет наращивать свое нефтяное производство? Кстати, пока его доля в ОПЕК даже не подлежит обычному квотированию, учитывая военные действия...

-- Ирак производит сейчас от 1,6 млн до 2,2 млн баррелей нефти в сутки. Как только там наступит стабильность, мы рассмотрим вопрос о возвращении его нефтяного производства в рамки квот ОПЕК.

-- Но иракцы еще при Саддаме заявляли, что в условиях стабильности их страна может ежесуточно производить до 6 млн баррелей нефти? Разве это не повлияет на рынки?

-- Они в любом случае не смогут производить 6 млн баррелей в сутки. К тому же для реализации таких планов нужны инвестиции, а никто не будет инвестировать, если не убедится, что на такие объемы будет спрос.

-- Так что если кто из членов ОПЕК и может наращивать добычу, то это только Саудовская Аравия?

-- Нет, почему же. Почти все государства ОПЕК в состоянии через несколько лет увеличить нефтедобычу, все они инвестируют в нефтяную промышленность. Думаю, за пять лет, то есть к 2010 году, производство стран -- членов ОПЕК может увеличиться с нынешних 32 млн баррелей до 38 млн баррелей в сутки. Тот же Кувейт производит 2,7 млн баррелей в сутки, а будет -- до 4 миллионов.

-- В Москву вы прибыли из Китая, где Кувейт и Саудовская Аравия, в частности, намереваются инвестировать немалые деньги, особенно в строительство НПЗ...

-- Китай -- привлекательный, стремительно развивающийся рынок. Мы идем туда по той же причине, по какой многие страны торопятся построить на Китай нефте- и газопроводы. Саудовская Аравия, Россия, Казахстан, Кувейт -- все идут в Китай. Что касается НПЗ, то в США, во многих государствах Европы действуют законы, не способствующие инвестированию в развитие нефтепереработки, -- есть экологические ограничения, сложная налоговая политика. Но нельзя допустить того, чтобы НПЗ перестали справляться с увеличением объемов сырой нефти на рынках. Надо развивать мощности НПЗ.

-- Кувейт договорился в Китае о чем-то конкретном?

-- Есть договоренность насчет проекта в провинции Гуандун. Мы изучаем детали, речь идет о строительстве НПЗ и нефтехимического комбината.

-- Каких инвестиций требует проект?

-- Около 2 млрд долл. Мы намерены начать работы и в Гонконге.

-- Почему вы не инвестируете в Россию?

-- Мы изучаем ваши предложения. Этим, как и другими зарубежными проектами, занимается наша государственная компания «Кафко». Но Россия не так много и предлагает.

-- Какова судьба долга России перед Кувейтом, взятого еще в 1991 году?

-- Сейчас в Москве мы продолжили переговоры о его возвращении и сильно продвинулись в этом вопросе. Речь о возвращении нам суммы долга -- это около 1,1 млрд долл. Накопившиеся же проценты можно будет вернуть российскими товарами, но пока окончательной договоренности нет.

-- О каких товарах идет речь?

-- Это обсуждается. Это может быть военная продукция, средства транспорта...

-- Уже более шести лет ходят слухи о том, что Кувейт допустит к работе на своих нефтяных месторождениях российские компании. Почему до сих пор ничего не решено?

-- Вопрос работы иностранных компаний и вложения крупных иностранных инвестиций в наши нефтяные месторождения еще находится на рассмотрении нашего Национального совета, то есть парламента. Его разрешение необходимо по нашей конституции. Надеемся, что в первом квартале следующего года вопрос будет решен. Если он будет решен положительно, то мы проведем тендер, в котором собираются участвовать и российские компании, возможно, в консорциуме с другими иностранными компаниями. Речь о крупном месторождении на севере, оно может давать 900 тыс. баррелей нефти ежедневно.

Елена СУПОНИНА


Беседовала Елена СУПОНИНА