|
|
N°241, 26 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без царя в голове
В Калининграде возвращают исторический вид немецким памятникам
Калининградские власти решили исправить историческую ошибку и вернуть головы многим памятникам, доставшимся городу от немцев и последние полвека стоявшим в «усеченном» виде. В минувшую пятницу в торжественной обстановке вернули голову магистру Тевтонского ордена Зигфриду фон Фейхтвангену, скульптура которого помещается на фасаде Фридландских ворот. Магистр стал одним из последних исторических персонажей, «реабилитированных» скульпторами по случаю 750-летий самого западного города России.
Большая часть калининградских скульптур пострадала во время Великой Отечественной войны. И не только во время союзнических ковровых бомбардировок. После удачного штурма Кенигсберга в апреле 1945-го советские бойцы, разгуливая по захваченному городу, не отказывали себе в желании дать пару-тройку автоматных очередей по немецким памятникам. Естественно, солдаты особо не разбирались, кто это стоит на постаменте -- нацистский деятель или древний рыцарь. В советское время с немецким наследством тоже особо не церемонились. В результате на Королевских воротах скульптуры чешского короля Оттокара Второго Пжемысла (основатель Кенигсберга), герцога Альберхта и короля Фридриха Первого очень долгое время стояли без голов.
За них взялись лишь этой весной, когда Калининград готовился отметить свое 750-летие. Несколько месяцев ударной работы, полсотни миллионов бюджетных рублей -- и вот короли и герцог приветливо улыбаются горожанам. Тевтонскому магистру Зигфриду фон Фейхтвангену пришлось ждать возвращения головы дольше, чем его товарищам по несчастью. Он не в центре города, высоких гостей к нему не приводили. А между тем герр Фейхтванген -- фигура в европейской истории заметная. Но в то же время и таинственная. О нем мало что известно. Хотя именно он, уроженец Франконии, стал 15-м великим магистром Тевтонского ордена и держал его в своих руках с 1303 по 1311 год. В ордене шла ожесточенная борьба за место главного магистра, но Фейхтвангену удалось переиграть всех. Захватив власть, он произвел, по сути, революцию -- главную резиденцию тевтонов перенес из Венеции в Мариенбург (нынешний польский Мальборк). Именно при Фейхтвангене в Мариенбурге был построен гигантский кирпичный замок, до сих пор считающийся самым крупным в Европе.
Чтобы восстановить скульптуру магистра, понадобилось около 20 тыс. евро. Эти деньги были выделены министерством культуры Германии через Общество технического содействия. 20-килограммовую голову магистра отливали в Санкт-Петербурге, работами руководил тот же реставратор, который реанимировал и трех прусских безголовых правителей на Королевских воротах, -- Вячеслав Мозговой. Самым трудным было восстановить лицо рыцаря, ведь у реставраторов была всего одна фотография старой скульптуры, да и там магистр изображен в профиль. Еще несколько лет назад сделать это было невозможно -- соответствующей технологии не существовало. Максимум, что могли реставраторы -- покрыть умирающую статую бетонным раствором, чтобы не так быстро сыпалась. Но недавно в Германии придумали новую технологию восстановления скульптур, и теперь в Калининграде «хирургически-строительные» операции по возвращению голов их законным владельцам поставят на поток.
Однако не исключено, что одним лишь восстановлением скульптур дело не закончится. Калининградские архитекторы все чаще заявляют о необходимости воссоздать Королевский замок -- древний орденский дворец-крепость построенный в XIII веке и переживший множество войн, в том числе и Великую Отечественную. Его руины несколько десятилетий оставались главной достопримечательностью и загадкой Калининграда. Остатки замка взорвали в 60-х годах. На его месте стали строить Дом Советов -- гигантское уродливое административное учреждение. Недостроенное, оно так и стоит до сих пор -- земля, державшая огромный прусский замок, не вынесла советское сооружение. Дом Советов дает трещины. Историки считают, что было бы справедливо снести этот памятник социализму и попытаться воссоздать крепость. Официальные лица, правда, пока отказываются публично обсуждать это предложение -- опасаются за свои головы.
Вадим СМИРНОВ, Калининград