|
|
N°241, 26 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бакиев разочаровал революционеров
В Киргизии готовы просить прощение за ошибочный выбор лидера
В конце прошлой недели в Киргизии произошли два события, которые свидетельствуют о серьезном кризисе доверия к властям.
24 декабря состоялся шестой народный курултай Киргизии, организатором которого выступило общественно-политическое движение «Кыргызстан», возглавляемое депутатом, бывшим генпрокурором Азимбеком Бекназаровым -- одним из лидеров оппозиции, сместившей экс-президента Аскара Акаева и приведшей к власти нынешнего президента Курманбека Бакиева. Главным среди решений курултая стало требование к руководству страны провести 26 февраля всенародный референдум по определению дальнейшей формы государственного правления. Как известно, обещанная властями конституционная реформа по переходу к парламентско-президентской республике затормозилась, поскольку г-н Бакиев считает, что страна еще не созрела для этого. Значительная же часть киргизского общества, позиция которого была представлена на курултае, видит в этом стремление президента узурпировать власть.
После окончания курултая Азимбек Бекназаров заявил, что народ недоволен властью, которая не проводит революционных реформ, и теперь президент и правительство получили толчок для их продолжения. Если решения курултая не будут исполнены, сказал экс-генпрокурор, мы попросим прощения у народа: «Прости нас, киргизский народ! Мы ошиблись в выборе лидера! После свершения революции мы сделали много ошибок». «После этого у нас будет возможность пойти другим путем», -- добавил г-н Бекназаров.
А накануне, 23 декабря, киргизские власти выдали Казахстану задержанного в Бишкеке 13 декабря 20-летнего казахского оппозиционера Махамбета Абжана. Еще в 2002 году его исключили из Евразийского университета за инакомыслие. Лидер «Союза патриотической молодежи Казахстана», член бюро ЦК Компартии Казахстана Махамбет Абжан несколько месяцев тому назад организовал молодежное патриотическое движение и не скрывал, что выступает за революционные изменения в Казахстане. Именно это, как считает сам Абжан, стало причиной его преследований на родине, где против него и его товарища возбудили уголовное дело по обвинению в изнасиловании и нецелевом использовании бюджетных средств. В октябре, спасаясь от преследования, он переехал в Киргизию -- «страну с наиболее мягким и либеральным режимом».
Друзья молодого казахского «нацбола», создавшие «Комитет за освобождение Абжана», упрекают лидеров казахстанской оппозиции во главе с кандидатом в президенты Жармаханом Туякбаем, которого они поддерживали на выборах, в полном безразличии к судьбе товарища. «Мы не спрашиваем, не стыдно ли вам. Мы спрашиваем, не страшно ли вам? Потому что, когда агенты КНБ придут за вами, а генпрокурор потребует вашей выдачи из-за границы, некому будет возмутиться, встать в пикет, выйти на демонстрацию протеста, бороться за ваше освобождение», -- говорится в обращении комитета. По сведениям «Времени новостей», полученным из источников в окружении Туякбая, там до сих пор «по-человечески» обижены за опубликованные этим летом в Интернете статьи Абжана, где он резко критиковал казахстанскую оппозицию за отказ от радикальных методов борьбы.
Что касается пикетов в защиту Абжана, то они были. Но не в Казахстане, а в Киргизии. Более того, члены киргизских молодежных организаций добились 19 декабря встречи с президентом Бакиевым, который пообещал взять это дело «под свой контроль». Ведь задержание Абжана, по сведениям киргизских правозащитников, проходило без санкции как киргизской, так и казахской прокуратуры. Кроме того, адвокат Абжана предоставил в бишкекский СИЗО копию обращения своего клиента в управление верховного комиссара по делам беженцев ООН с просьбой предоставить ему политическое убежище. Председатель комиссии по правам человека при президенте Киргизии Турсунбек Акун заявил, что экстрадиция Абжана -- «нарушение международных норм со стороны Киргизии». Правозащитник также не скрывает удивления тем, что казахстанская оппозиция не ответила на просьбу прислать документы, подтверждающие, что дело Абжана носит политический, а не уголовный характер.
Родители Махамбета Абжана, приехавшие в Бишкек и получившие свидание с сыном накануне его экстрадиции, не скрывали растерянности, когда узнали о решении киргизских властей. Отец -- Муратбек Абжан -- заявил, что объявит голодовку в знак протеста. «Мы надеялись, что в Киргизии демократия и свобода, а не диктатура, как у нас. Мы надеялись, что Феликс Кулов сам сидел и понимает, каково это -- сидеть по политическим мотивам», -- сказал Абжан-старший.
Аркадий ДУБНОВ