|
|
N°241, 26 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уроки рождественской волны
В 2005-м ученые получили невиданное финансирование на исследование природы цунами
Сегодня исполняется год «рождественскому цунами», которое 26 декабря 2004 года смыло побережья Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки, Мальдивов и еще нескольких стран, убив более 223 тыс. человек. Под дном Индийского океана, к западу от остова Суматра, сдвинулись две континентальные плиты. Колебания земной коры подняли мощнейшую волну, за несколько часов прокатившуюся по океанским берегам от Индонезии до Мадагаскара.
Цунами стало первой катастрофой уходящего года, чересчур богатого на природные катаклизмы. И хотя случилось оно формально еще в 2004-м, весь ужас этой волны мир ощутил уже в январе. В первые дни после западного Рождества масштаб катастрофы был не очень ясен: в ранних сообщениях о цунами говорилось о сотнях, максимум тысячах жертв. То, что счет погибших пойдет на сотни тысяч, стало понятно лишь к Новому году.
Цунами показало, что сочувствие к пострадавшим существует. Десятки и сотни миллионов долларов пожертвований, выделенных правительствами зажиточных стран Европы, Америки и Азии, поражали воображение. Через некоторое время после катастрофы возникла даже проблема «как потратить»: денег хватало, недоставало навыков управления этими беспрецедентными потоками гуманитарной помощи.
Впрочем, цунами было не только азиатской бедой: волна прошла по популярным курортам Таиланда, Мальдивов, Цейлона, не разбирая, кто местный житель, а кто гость из Швеции, Японии или Германии. Среди сотен тысяч погибших были тысячи туристов. До сих пор в европейских странах помнят об утонувших на курортах соотечественниках. Справедливости ради заметим, что не менее разрушительное землетрясение в пакистанском Кашмире, далеком от туристических путей, к сожалению, не привлекло такого внимания прессы и общественности. Исламабаду тоже помогали и деньгами, и спасателями, но там гибли в основном местные уроженцы, и, возможно, поэтому столь пристального внимания кашмирское землетрясение не удостоилось.
Еще одним следствием рождественского цунами стало то, что на это стихийное бедствие наконец всерьез обратили внимание. На самом деле подобные гигантские волны не такое уж частое явление природы, даже собственного термина в главных языках мира для него не заведено, так что приходится пользоваться японским словом. До 26 декабря 2004 года цунами в картине мира среднестатистического европейца стояло где-то рядом с самумами, полярными сияниями и грязевыми вулканами -- о них всем рассказывали в школьном курсе географии, но сталкиваться с подобным в реальной жизни случалось разве что путешественникам-экстремалам. Глобализация туризма взяла свое: последствия разрушительной волны на этот раз ощутили и в западном мире.
Исследования цунами за последний год получили неслыханное финансирование. Надежную защиту от такой напасти придумать вряд ли удастся: волна высотой десятки метров затопит низкое побережье, мощные волноломы и молы здесь вряд ли спасут. Главное, чем занимаются ученые, -- создание системы предупреждения о грядущей катастрофе. Гигантское количество жертв прошлого Рождества -- следствие того, что в странах Индийского океана практически не существовало никаких средств контроля и извещения о землетрясениях. Так, в Японии, где подземные и подводные колебания земли -- обычное дело, об опасности цунами население оперативно предупреждают по радио и телевидению, в Тихом океане создана система специальных буев, призванных отслеживать моретрясения и цунами. На курортах Таиланда и Шри-Ланки о катастрофической волне узнавали, когда она уже надвигалась на пляжи.
Человечество хорошо научилось исправлять свои прошлые ошибки. Сейчас тема цунами -- в верхней части списка научных интересов. Фрэнк Гонсалес, глава американского Национального центра исследований цунами в Сиэтле, заявляет, что после 26 декабря в мире появились десятки тысяч экспертов по гигантским волнам. До этого момента этой проблемой на всей планете занимались едва две сотни человек. Тонкость в том, что гигантские цунами действительно весьма редки: прошлогодняя рождественская катастрофа стала крупнейшим катаклизмом такого типа за много лет, и высока вероятность того, что в следующий раз подобное повторится не скоро. Те же землетрясения или ураганы, сравнимые по силе с «Катриной», утопившей Новый Орлеан, куда более вероятны.
Владимир ДЗАГУТО