|
|
N°241, 26 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конкурсное производство
Министерство экономического развития пытается сделать гособоронзаказ прозрачным
В четверг на заседании правительства будут утверждены параметры государственного оборонного заказа 2006 года. Но уже сегодня многое в содержании этого документа известно -- так активно Минобороны пропагандировало его содержание. В связи с этим любопытно послушать и вторую сторону, которую представляет руководитель департамента экономики программ обороны и безопасности Министерства экономического развития и торговли генерал-полковник Владислав Путилин.
Взгляд на гособоронзаказ, в который вкладывается каждый десятый рубль расходной части бюджета, у этих двух ведомств часто очень отличается. И эти различия тем более заметны, чем о больших суммах идет речь. На будущий же год гособоронзаказ составит 567,7 млрд руб. -- почти в 1,3 раза больше, чем в уходящем году.
Меры по эффективному распределению средств в 2006 году обещают принять беспрецедентные. Прежде всего будет обеспечено иное соотношение между закупками нового вооружения и военной техники (рост 40%) и их ремонтом (только на 14%). Эта цифра могла бы быть еще меньше, но полностью свернуть ремонт нельзя, поскольку массовые закупки ожидаются, пообещал Владислав Путилин, только начиная с 2010 года. Правда, вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов обещал массовые (батальонами и эскадрильями) закупки уже со следующего года. Составители нынешних параметров гособоронзаказа, по словам Владислава Путилина, сделали все для того, чтобы приоритеты определяли «не какие-то должностные лица, а президент в утвержденных им Основах военно-технической политики». И 58% средств, выделяемых на закупку, пойдет как раз на приоритеты, обозначенные главой государства. Что касается научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то здесь на президентские приоритеты пойдет еще больше -- 62% средств. В структуре НИОКР предполагаются большие перемены. 80% средств, выделенных «на науку», будет направлено на завершение прежних работ и только 3% -- на новые исследования.
Нынешний проект гособоронзаказа -- первый за последние годы, который прошел проверку на приоритеты. При этой проверке обнаружилось, в частности, что Минобороны отказалось от закупки 11 самолетов СУ-27СМ, которые по его заказу сделаны и готовы к сдаче в Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении. Рабочая группа во главе с Германом Грефом проанализировала все прогнозируемые расчетные цены гособоронзаказа 2006 года и нашла 1 млрд руб. завышения этих цен. Группа вместе с Генштабом перетряхнула все военные НИОКР и прекратила как неперспективные 62 работы на сумму 350 млн руб. В разделе «Утилизация вооружения и военной техники» также сократили часть работ, получив экономию в 150 млн руб. И наконец, исключили закупку одного образца нового самолета ценой 500 млн руб. В результате ревизии и полученной экономии были дополнительно профинансированы НИОКР по теме беспилотной техники, современных разведывательных средств. Кроме того, «найденные» деньги пошли на закупку модернизированной авиационной техники.
Вот еще некоторые особенности государственного оборонного заказа-2006. Будет расширена практика трехгодичных контрактов с оборонными предприятиями вместо годичных. Вслед за трехлетними контрактами в рамках гособоронзаказа появится перспективный трехлетний финансовый план. Все большее место в гособоронзаказе занимает техника и оружие антитеррора, в том числе нелетальное. Объемы средств, выделенных из бюджета только МВД, увеличены в 1,8 раза, на закупку спецтехники -- в 3 раза. Такого еще не было.
Столь же серьезно, в 1,5 раза, увеличены средства на капитальное строительство в интересах обороны и безопасности. В абсолютных цифрах это 97,1 млрд руб. Сюда входит и подготовка нового производства в оборонной промышленности, сооружение специальных объектов в интересах противоракетной обороны, сооружение специальных объектов, перевооружения Ракетных войск стратегического назначения. Впервые в 2,8 раза увеличено финансирование жилищного строительства для военных -- 21 млрд руб. Планируется построить 18 тыс. квартир вместо 12 тыс. в уходящем году. Только на накопительно-ипотечную систему выделено 3,3 млрд руб. Но плюс к этим деньгам по инициативе Владимира Путина будет добавлено еще 15 млрд руб. Поправку к бюджету внесут в первом квартале следующего года.
Уходящий год был годом бешеного роста цен на оборонную продукцию, признает Владислав Путилин. Стоимость первой и третьей подводной лодки 955-го проекта расходится в разы. Стоимость ракеты «Тополь-М» за три года выросла в два раза. Часто рост цен можно объяснить тем, что оборонная промышленность продолжает ждать большого оборонного заказа, сохраняя на будущее производственные мощности, больше половины которых не используется и вряд ли будет использоваться. Правительство поставило задачу в следующем году всю методологию ценообразования вывести на рыночный уровень. В частности, начальная цена изделия во время исполнения контракта теперь может быть изменена только в пределах 5%. И уже в проекте гособоронзаказа 2006 года по 91 позиции были обнаружены совершенно необоснованно завышенные цены, экономия составила 3,5 млрд рублей.
На этот раз будут существенно урезаны права распорядителей гособоронзаказа по перераспределению этих средств. Например, права министра обороны. В прошлом году это право было использовано на то, чтобы выплатить накопившиеся долги, в том числе по зарплате, на содержание личного состава, а вооружение отошло на второй план. Теперь целесообразность такого перераспределения нужно будет доказывать. Сравнительно молодая Федеральная служба по гособоронзаказу в этом году набрала силу и в состоянии контролировать процесс. Тем более контролировать есть что. Стоимость подготовки массового производства ракеты «Тополь-М» -- 5 млрд руб., «Булавы» -- еще столько же, «Искандер-М» -- тоже миллиарды рублей. Однако 80% продукции для вооруженных сил по-прежнему закупается вне конкурсов. Теряемая в среднем экономия, по словам Владислава Путилина, примерно 20--25%. По некоторым видам продовольствия счет идет уже на разы. С этого года в проекте гособоронзаказа перечислена продукция, которую запрещено покупать вне конкурсов. В противном случае просто не будут перечисляться деньги. «Мы должны применять драконовские меры», -- считает г-н Путилин.
Николай ПОРОСКОВ