|
|
N°242, 27 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Принцип кьяроскуро
Артитоги 2005 года
Дипломатия
Главный парадокс: важнейшие дипломатические, призванные улучшить имидж государства проекты могут быть названы и прорывом, и провалом. Вот Первая Московская биеннале. За нее можно порадоваться: она оживила деятельность художественных институций, смогла стать катализатором и территорией общения современного российского искусства с мировым. За нее можно и огорчаться: главная выставка «Диалектика надежды» в Музее Ленина оказалась недоделанной, невнятной. (О многих проблемах подготовки и организации биеннале, а также об ожиданиях и прогнозах, в том числе сделанных мэтрами современного искусства -- как российскими, так и зарубежными, -- читайте «Время новостей» №2, 6, 14, 17, 26, 35, 38, 165; к слову, независимый информационный портал ArtInfo лучшей газетой, освещающей деятельность биеннале, признал «Время новостей» -- тоже неплохой итог года.) Лучшая выставка биеннале -- проект Андрея Ерофеева «Сообщники» в Третьяковской галерее. Андрей Ерофеев представил итог научной работы по формированию архива художественных группировок и объединений нонконформистского искусства советской и постсоветской России. Когда все собралось в залах ГТГ, оказалось, что за четверть столетия создан архив, позволяющий нам больше не комплексовать по поводу собственной маргинальности и отсталости. Этот архив подтвердил: всемирный артфорум в Москве не чья-то блажь, а историческая закономерность (см. «Время новостей» №14, 21). Лучшая экспозиция от приглашенных звезд -- выставка Кристиана Болтански, по словам коллеги Александра Панова, «главного в XX веке охотника за привидениями, научившегося разговаривать с ними на одном языке» (см. «Время новостей» №19).
Другой противоречивый по ощущениям феномен года -- широкомасштабная дипломатия российских музеев в мир. Практически одновременно открылись в Америке и в Европе программы «Европалия» (Бельгия, осень 2005), «Россия!» (Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, осень 2005), «Русское искусство второй половины XIX века: в поисках самобытности» (Париж, музей д'Орсэ, осень 2005). Все эти программы организованы на высоком музейном уровне (см. «Время новостей» №93, 172, 183, 194). Однако одновременное и тотальное опустошение музейных фондов ради хлопот по срочному улучшению русского имиджа в глазах мира свидетельствует о небрежном отношении к собственным гражданам, в главных национальных хранилищах России натыкающихся на надписи «Зал закрыт. Экспонаты на выставке».
Выставки Москвы
Пятерка лучших столичных выставок года, составленная вашим обозревателем, выглядит так:
1. Нежданно-негаданное восхищение серией персональных выставок хрестоматийных русских художников Федора Алексеева, семьи Аргуновых, Алексея Саврасова (Инженерный корпус ГТГ; см. «Время новостей» №218 за 2004 год, №176, 229 за 2005 год). Тщательность подготовки обеспечила возможность обновить выцветшее до картинки в школьном учебнике восприятие этого искусства. Во всех случаях помогли отличные, единообразно сделанные каталоги.
2. Великое посольство великого искусства -- выставка «От Джотто до Малевича». Россия -- Италия. XII--XX столетия». ГМИИ имени А.С. Пушкина (см. «Время новостей» № 20).
3. Премьерные для российского зрителя показы классиков фотографии на рамочных выставках фестиваля «Мода и стиль» Московского Дома фотографии (см. «Время новостей» №9, 42, 46).
4. Уникальные авторская выставка и каталог к ней Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой о «пластическом времени» своих мультфильмов. Музей личных коллекций ГМИИ (см. «Время новостей» №61).
5. Ломающие стереотипы о самих себе классик концептуализма Андрей Монастырский и галерея Stella Art, нашедшие друг друга в проекте «Земляные работы» (см. «Время новостей» №91).
Персоны
Персональная благодарность всем, кто делал в этом году лучшие выставки, -- Ольге Свибловой, Елене Куприной, Елене Селиной, Айдан Салаховой, Аркадию Ипполитову, Терезе Мавике, Екатерине Деготь, Зельфире Трегуловой, Нине Дивовой, Светлане Усачевой, Наталье Пресновой, Владимиру Петрову... Парадоксальным лидером выбираю Андрея Ерофеева, ведущего научного сотрудника Третьяковской галереи, заведующего отделом новейших течений ГТГ, инициатора и организатора самых успешных и среди профи, и среди неофитов выставок «Сообщники» и «Русский поп-арт». И в том и в другом случае Ерофеева очень хочется отругать за отсутствие четкой концепции, легализацию архаичного «тусовочного» принципа в представлении артпроцесса. Однако материал так хорош и так смачно подан, что вместо филиппики произносишь панегирик (см. «Время новостей» №14, 21, 171).
Утрата года: 9 октября в возрасте 47 лет умерла Любовь Сапрыкина, основатель и артдиректор Нижегородского центра современного искусства «Арсенале». Красивый, обаятельный, тонкий человек. Благодаря Любови Сапрыкиной Нижний стал третьей российской художественной столицей. В последние годы жизни она превратила служение искусству, которое любила истово и бескорыстно, в каждодневный подвиг. Борясь со смертельным недугом, Любовь продолжала активно участвовать в художественной жизни не только Нижнего Новгорода, но и всей России. В 2005 году Любовь Сапрыкина и Ольга Лопухова стали кураторами Российского павильона нынешней Венецианской биеннале. Привезли прекрасный проект, в котором впервые в истории биеннале участвовали и художники из Нижнего Новгорода Галина Мызникова и Сергей Проворов (см. «Время новостей» №103). Последний раз мы виделись с Любовью в августе на выставке победителей конкурса нижегородского Арсенала. Вдруг вспомнили тогда наше участие в коллективной искусствоведческой поездке 1996 года на автобусе по Италии: как мы любовались из окна пейзажами и архитектурой Тосканы и сверяли свои впечатления, читая вслух шедевральные «Образы Италии» Павла Муратова...
Галерея
Небезынтересные программы показывали уважаемые галереи «АРТСтрелка projects», XL, «Крокин», «Риджина», «Ковчег», «Файн-Арт», Гельмана, VP-студия, «Е.К.АртБюро», Stella Art... Союз ума и капитала продемонстрировали экспозиции дебютировавшей в Москве галереи Гари Татинцяна (куратор Марина Лошак). Лучшей галереей года считаю все-таки Айдан-галерею. Ее хозяйка Айдан Салахова наиболее последовательно придерживается стратегии возвращения в contemporary art традиционных пластических ценностей. Выставки в галерее (Гора Чахала, Рауфа Мамедова, Ростана Тавасиева...) были замечательные, эксперимент по оживлению монументального жанра скульптуры на АртПоле -- успешен (см. «Время новостей» №11, 167, 179, 206, 221).
Музей
Опять Эрмитаж в масштабе страны и Музеи Кремля с их интересной выставочной программой (см. «Время новостей» №147) в столице.
Журнал
Интересен посвященный главному музею Петербурга журнал «Эрмитаж» с поменявшимся авторским составом и улучшенным макетом (художник Ирина Тарханова). Теперь в «Эрмитаж» пишут обозреватели петербургского «Коммерсанта» и infant terrible академической науки Аркадий Ипполитов. Осенью появился новый, русско-польский номер альманаха «Пинакотека». В нем полная история артжизни двух стран -- от времени Средневековья до выставки этого года «Москва--Варшава». Вот только бы тексты были поэнергичнее! Главным органом остается «АртХроника» -- самый мобильный, самый читабельный и вообще самый-самый российский журнал об искусстве.
Бизнес
Вкладывать деньги в искусство все выгоднее и выгоднее, свидетельство чему сенсационные итоги русских аукционных торгов в Лондоне (см. «Время новостей» №225), успехи российских галерей на мировом рынке современного искусства (см. «Время новостей» №119), наконец, прошедший с особым шиком в сентябре Московский международный салон изящных искусств, на который съехались лучшие европейские галереи (см. «Время новостей» №174). Нефть в цене, и все нормально! Ложкой дегтя стали лишь процессы по делу о фальсификациях и подделках, за которые арестованы известные артдилеры Татьяна и Игорь Преображенские, обвиненные в сбыте «перелицованных» под известных русских мастеров XIX столетия полотен скромных скандинавских живописцев (см. «Время новостей» №217, 220, 230, 234). Скандал показателен тем, что косвенно подтверждает головокружительный рост цен даже на средних российских художников (ведь главная партия подделок «перелицовывалась» под скромного передвижника-пейзажиста Александра Киселева). Второй вывод: антикварный обман становится все более изощренным, теперь технологическая экспертиза может быть бессильной -- холст и пигменты «аутентичные», только подпись поддельная. Потому и конфуз вышел с экспертизой Всероссийского научного реставрационного центра академика Грабаря, сотрудники которого подтвердили «подлинность» лже-Киселева и других.
Так что в будущем году пусть всех коллекционеров не ослепит эйфория по поводу нового ожидаемого скачка цен на русское искусство. Будьте бдительны!
Суд
Позором этого года считаю гнусные суды над искусством, попирающие все нормы цивилизованного диспута о границах и территории эстетического. Характерно, что в случае с процессом над Музеем и общественным центром Андрея Сахарова проиграли не погромщики, а музей (см. «Время новостей» №44, 52, 119, 209). Государство приняло сторону мракобесов. И это, к несчастью, стало сигналом «веерных провокаций» -- от пикетов перед Большим театром против оперы «Дети Розенталя» до возбуждения уголовного дела против организаторов выставки «Россия-2».
Если один раз невежество и хамство щедро наградили официально (директора Музея Андрея Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу музея Людмилу Василовскую признали виновными и обязали выплатить крупную денежную компенсацию), то почему еще не попробовать получить подобные же «отпускные»?
Итак, год выдался сверхнасыщенным артсобытиями. И очень неспокойным по ощущениям и эмоциям. Картинка впечатлений ассоциируется со старинной гравюрой на дереве кьяроскуро, что в переводе с итальянского значит «сильная светотень». Силуэт четкий, но атмосфера тревожная. Все по принципу контрастов. Претензии на мощный прорыв (Московская биеннале) -- и сбой главной выставки форума. Необузданный порыв явить себя миру с лучшей стороны (парад осенних фестивалей российского искусства) -- и средневековое судилище над музеем. Рекордные торги русской живописью на лондонских аукционах -- и постыдное дело о «перелицованных фальшаках»... В итоговой статье про Московскую биеннале проживающий в Венеции русский историк искусства Глеб Смирнов отличнейшим образом резюмировал наш неофитский пыл: «Хочется, чтоб все немного унялись!» Несуетного и мирного вам Нового года, господа!
Сергей ХАЧАТУРОВ