|
|
N°240, 23 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не знаем, не умеем, не хотим
Местному самоуправлению в России еще далеко до того, чтобы стать «властью народа, из народа и для народа»
Одна из активно обсуждаемых политиками и чиновниками тем второй половины уходящего года -- реформа местного самоуправления (МСУ). Вводить ли ее, как намечалось, с 1 января 2006 года или отложить на период после ближайших президентских выборов? Вводить на территории всей страны или только в тех субъектах федерации, которые ощущают себя готовыми к этому, а остальным позволить обождать?
Эти, безусловно, важные, но скорее технологические вопросы интересны узкому осведомленному слою профессионалов, разрабатывавших законодательство о реформе местного самоуправления или готовящихся воплощать его в жизнь. Для большинства же граждан -- а именно мы с вами, объединенные в коллективы людей по месту жительства, по идее и должны выступать субъектом местного самоуправления, -- природа и сущность этого института остается весьма загадочной. Последнее исследование ВЦИОМ по этой тематике, проведенное в декабре 2005 года, дало просто потрясающие результаты, заставляющие взглянуть на замыслы реформы местного управления с совершенно другого, чем мы привыкли, ракурса.
Прежде всего россиянам предлагалось определить понятие «местное самоуправление». Только 41% опрошенных согласно с конституционной формулировкой, что под этим термином понимается «форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения». Чуть больше граждан (46%) полагают, напротив, что местное самоуправление -- это «представительство государства на местах, предназначенное для исполнения распоряжений государственной власти». Таким образом, сущность местного самоуправления как особой, негосударственной формы власти, «демократии по месту жительства» пока мало знакома россиянам не только практически, но даже теоретически.
Неудивительно, что многие из нас относят к местному самоуправлению такие институты власти, как администрации субъектов федерации (35%), глав регионов (22%) и законодательные собрания регионов (18%). А чуть больше 3% вообще уверены, что к МСУ относятся также президент и правительство России! Конечно, это случай анекдотический, и большинство опрошенных все-таки смогли правильно установить принадлежность к институтам МСУ городских и районных администраций (62%), глав муниципальных образований (58%), городских и районных советов и законодательных собраний (48%).
Признавая значимость местного самоуправления, мы не отождествляем себя с этим механизмом власти, чаще всего считая, что МСУ -- это просто еще одна властная структура, жестко вписанная в общую государственную систему и призванная транслировать на места волю вышестоящих органов управления. Можно предположить, что россияне склонны рассматривать местное самоуправление как орган власти, действующий независимо от их чаяний и запросов. Установка же, что эффективность работы местного самоуправления непосредственно зависит от личного вклада гражданина в эту работу, находится на периферии сознания россиянина: логика «местное самоуправление -- это я» отсутствует. Подавляющее большинство опрошенных (63%) считают роль граждан в решении местных проблем крайне незначительной. Чуть менее четверти (21%) отметили, что граждане могут влиять на принятие важных решений, но незначительно. Мнение же о том, что простые граждане оказывают значительное влияние на принимаемые властью решения, разделяют только 9% опрошенных.
Таким образом, имея право активно выражать свою гражданственность, россияне склонны скорее к пассивной позиции стороннего наблюдателя, полагая, что от простых людей ничего не зависит, тем самым оправдывая свою безответственность по отношению к своей социальной среде и привычку дистанцироваться от принятия решений.
Поэтому вполне предсказуемо, что большинство россиян (64%) не считают местное самоуправление реальной независимой силой, способной принимать самостоятельные решения. С их точки зрения, местные власти (органы местного самоуправления) служат лишь транслятором постановлений вышестоящего начальства. Лишь менее четверти опрошенных (23%) уверены, что местные власти на низовом уровне (города, поселка и т.п.) действительно способны контролировать ситуацию на вверенных им территориях. Самые низкие оценки дееспособности местного самоуправления дали представители «поселенческих полюсов» -- жители мегаполисов и сел считают, что местные власти лишь исполняют волю вышестоящего начальства (по 70%). Это может свидетельствовать о большей отчужденности жителей мегаполисов и сел от процесса управления в своем сообществе либо об их меньшем интересе к этому процессу.
Незавидное состояние системы МСУ, однако, не повод к разочарованию в ней в принципе. И здесь интересно мнение россиян о том, какой уровень власти -- федеральный, региональный или муниципальный -- следует преимущественно укреплять в рамках продолжающейся реформы администрации? Как показал опрос, треть россиян указывает на приоритетность повышения роли органов местного самоуправления. Несколько разочаровавшись в способности региональных властей адекватно представлять и отстаивать интересы конкретных сообществ, россияне в 2005 году стали в большей степени склонны к передаче новых полномочий органам местного самоуправления. За год эта группа численно выросла (с 29 до 35%) и оказалась безусловно доминирующей по сравнению со сторонниками усиления регионального (29%) и федерального (17%) уровней власти.
Признавая необходимость укрепления позиций местного самоуправления, мы совсем не готовы к личному активному участию в отстаивании своих интересов и интересов своего сообщества. Некоторая активность наблюдается лишь в коллективном благоустройстве окружающих территорий. За последний год число участвующих именно в такого рода деятельности выросло с 11 до 17%. Остальные же формы общественной жизни (работа органов местного самоуправления, акции протеста против действий местной власти, деятельность местных общественных организаций) привлекательны не более чем для 1--2% россиян. В то же время несколько сократилось (с 75 до 69%) число тех, кто не принимает никакого участия в решении общественных проблем.
Несмотря на то что россияне в целом поддерживают повышение роли местных органов самоуправления, сама реформа местного самоуправления проходит для большинства населения незамеченной: 54% опрошенных об этой реформе ничего не слышали. Что-то слышали о ней чуть больше трети опрошенных (36%), и лишь 6% знакомы с сутью реформы. Сравнительно высокую информированность в данном вопросе демонстрируют жители обеих столиц: об основных моментах реформы знают 13% опрошенных москвичей и петербуржцев. Жители же Северо-Западного федерального округа больше, чем в целом по России, осведомлены об этом законе: 14% из них знают основные положения реформы местного самоуправления.
Эффективное местное самоуправление -- реальная сила. Но в России это пока сила сугубо потенциальная, возможная, но не действительная. У россиян есть право решать проблемы своего сообщества самостоятельно, но этим правом еще необходимо научиться пользоваться.
Валерий ФЕДОРОВ, генеральный директор ВЦИОМ, -- специально для «Времени новостей»