|
|
N°239, 22 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потенциальная энергия
Калининградская область может стать особой экономической зоной к апрелю 2006 года
Многострадальный проект закона об особой экономической зоне в Калининградской области вчера был принят Государственной думой России во втором чтении. При необходимом минимуме в 226 голосов за документ проголосовали 409 депутатов, против не было, воздержался один. Планируется, что уже 23 декабря закон будет рассмотрен и одобрен Госдумой в третьем, окончательном чтении. А 27 декабря закон окажется в Совете Федерации.
Если документ преодолеет наконец российский парламент и будет подписан президентом, в силу он вступит в лучшем случае в апреле 2006 года. До того времени предстоит принять поправки примерно в 30 законодательных актов. В их числе -- Налоговый и Таможенный кодексы. Закон об ОЭЗ в самом западном российском регионе был принят еще в 1996 году. Но местные экономические реалии изменились, и закон перестал удовлетворять требованиям времени. При этом, несмотря на наличие гигантского экономического потенциала -- незамерзающие порты на Балтике, огромные залежи янтаря, нефть, туристическая привлекательность, недорогая и квалифицированная рабочая сила, «завязка» на все основные транспортные пути в Европы -- экономика области так и осталась в зачаточном состоянии.
Несколько лет назад (еще при губернаторе Владимире Егорове) решили, что закон об ОЭЗ надо менять. Однако проллобировать принятие закона в парламенте удалось только новому калининградскому губернатору Георгию Боосу, бывшему вице-спикеру Госдумы. Главные разногласия возникли по двум проблемам -- льготной растаможке ввозимых в регион иномарок и наделения запланированного г-ном Боосом гигантского нефтеперерабатывающего завода льготами участника ОЭЗ. По этим пунктам шли напряженные дискуссии с федеральным правительством. Г-н Боос, правда, был готов растаможку «сдать» -- в регионе у нее слишком плохая слава. Именно из-за распределения лотов на ввоз иномарок уже второй год сидит в тюрьме один из заместителей бывшего губернатора Савва Леонов. Впрочем, после некоторых раздумий жизнь растаможке продлили еще на один год, с условием, что все дельцы от автомобильных дел отстраняются, и машины на льготных условиях смогут ввозить только обычные калининградцы.
Вчера Госдума, несмотря на протесты правительственных чиновников, это предложение поддержала. Однако о нефтеперерабатывающем заводе речь пока не идет. Г-н Боос собирается построить в Калининградской области гигантский НПЗ с объемом перевалки до 18 млн тонн в год. По словам калининградского губернатора, Владимир Путин уже поддержал этот нефтяной проект. Дело оставалось за малым -- включить «нефтянку» в число участников ОЭЗ. Только благодаря этому статусу, предполагающему солидные налоговые льготы, можно было бы реализовать такой крупный проект для маленькой Калининградской области. А с этим, по словам самого г-на Бооса, не все так просто. Правительство Михаила Фрадкова пока не пошло навстречу калининградскому губернатору.
По мнению председателя комитета областной Думы по экономической политике Юрия Маточкина, разрабатывавшего первый закон об ОЭЗ 1996 года, новый документ будет окончательно принят не раньше января 2006 года. «Но это лишь в том случае, если будет проявлена политическая воля на высшем уровне. Пока у нас много противников, даже в том же правительстве. Ведь на одних только таможенных льготах федеральный центр теряет ежегодно около 20 млрд руб.», -- отметил г-н Маточкин.
Вадим СМИРНОВ, Калининград