Время новостей
     N°238, 21 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2005
К вопросу о скандальных детях
Оперному жюри «Золотой маски» (точнее, жюри «музыкального театра») нынешней весной будет из чего выбирать. И главное -- ему предстоит сказать свое слово о вызвавшей невероятный общественный скандал опере Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина «Дети Розенталя», поставленной в прошлом сезоне в Большом театре и ставшей (отнюдь не из-за скандала) самым важным и принципиальным событием оперного года.

«Дети Розенталя» выдвинуты на «Маску» в четырех номинациях из пяти возможных -- «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера» (Эймунтас Някрошюс), «Лучшая работа дирижера» (Александр Ведерников) и «Лучшая женская роль» (Елена Вознесенская). При этом важно отметить, что режиссура в этом спектакле не самое сильное место, несмотря на весь театральный опыт и авторитет Някрошюса, а вот музыкальная составляющая постановки как раз заслуживает самого серьезного отношения. Конкурент у Ведерникова только один. Валерий Гергиев уже во второй раз не принимает участия в соревновании дирижеров (по собственному желанию). Остается только Владимир Понькин -- активный музыкально-театральный мастер малых сцен, уже отмеченный «Маской», -- в спектакле «Геликон-оперы» «Упавший с неба» (вариант «Повести о настоящем человеке» Прокофьева).

Постановка Дмитрия Бертмана в «Геликоне» в свою очередь также не без очарования, которое вполне может быть по заслугам оценено жюри. Этот спектакль, не претендуя на высоколобую событийность, придал в свое время статуарному празднованию 60-летия Победы ноты живости, абсурда и пронзительного драматизма одновременно. Однако в номинациях, в которых он выдвинут («Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа дирижера»), у него есть реальные конкуренты. Кроме «Детей Розенталя» на приз претендует сильнейший спектакль новой российской звезды оперной режиссуры Дмитрия Чернякова в Мариинском театре. «Тристан и Изольда» Вагнера -- по сути единственный спектакль в списке, который по значимости конкурирует с «Детьми Розенталя». А Лариса Гоголевская в партии Изольды и вовсе выше своих конкурентов на голову.

Петербург в списке номинантов представлен довольно богато. Кроме «Тристана» здесь еще «Путешествие в Реймс» Россини в постановке Алена Маратра (приятное представление и коронный номер «Академии молодых певцов» Мариинки) и «Травиата» от режиссера Юрия Александрова (театр «Санктъ-Петербургъ Опера»).

За провинцию в этот раз, пока амбициозный Новосибирский Колизей был закрыт на реконструкцию, отдуваются активная Пермь и Уфа. Театр оперы и балета Республики Башкортостан, который однажды уже поразил московскую публику и масочных наблюдателей оперным эпосом «Кахым-Туря», покажет не больше не меньше «Волшебную флейту» Моцарта в постановке Уве Шварца. Пермь в свою очередь противопоставит башкирской смелости изобретательность и упорство. Режиссер Георгий Исаакян давно нацеливался на «Маску», но никак не попадал в список номинантов. Теперь ему наконец удалось прорваться в ряды претендентов на медаль со спектаклем «Кармен». Более интригующим выглядит «Соловей» (опера-балет Стравинского) в постановке Татьяны Багановой.

Самым неярким выглядит список соискателей «Лучшей мужской роли» -- уфимский Папагено Владимир Копытов и пермский Хозе Сергей Перминов. Вряд ли эта дуэль будет проходить под рев стадионов. Зато значительно разрослась номинация «Оперетта -- Мюзикл». Несмотря на неудачи крупных проектов, жанр переживает расцвет. В перечне три спектакля: московская «Моя прекрасная леди», екатеринбургская «Ночь открытых дверей» и новосибирский «Фигаро здесь!». «Маски» будут вручаться не только спектаклю, но и режиссерам, исполнителям и исполнительницам. Что для последних может оказаться важным обстоятельством, в отличие от оперных звезд, для которых «Маски» не могут стать принципиальной строкой в послужном списке.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр