|
|
N°238, 21 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Согласны на развитие
Правительство может отказаться от жесткой борьбы с инфляцией ради экономического роста
Правительство под предводительством Михаила Фрадкова пока не готово отказаться от заданных президентом высот. А именно от удвоения ВВП, финансовой стабилизации и улучшения жизни отдельных категорий граждан. Все -- ради решения проблемы 2008 года. В результате и без того ослабленная макроэкономическая политика может смениться безудержным инфляционным стимулированием роста.
Казалось бы, рядовое заседание бюджетной комиссии 21 декабря под председательством премьера становится весьма важным событием уходящего года. Ведь при уточнении финансового плана на три года на этом мероприятии сегодня может измениться многое. И макроэкономические параметры, хотя МЭРТ заявляет, что этого не случится. И подходы к «священным коровам», которыми нынче считаются стабилизационный фонд и золотовалютные резервы. И оценочный прогноз цены на нефть.
Вчера, накануне бюджетной комиссии, члены кабинета провели совещание и пришли практически к общему видению экономической политики: вместо удержания макроэкономических параметров перейти к политике развития. Главной проблемой, как обычно, явилась инфляция. Великие умы макроэкономики России в кабинете Фрадкова -- в первую очередь, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития Герман Греф -- до сих пор не могут договориться, что лучше. Но, кажется, консенсус им помогли найти другие члены того же кабинета.
В принципе антиинфляционные меры были предметом рассмотрения правительства в течение всего года. Ничего кроме стерилизации денежной массы и идеи искусственно ограничивать рост тарифов ЖКХ по большому счету ни МЭРТ, ни Минфин, ни Центробанк не придумали. И весь этот антиинфляционный багаж тормозил ускорение темпов роста экономики. Грубо говоря, либо борьба с инфляцией, либо ускорение темпов экономического роста.
Главенствующая направляющая в экономической политике -- стабильность плюс увеличение непроцентных расходов, от которых в силу особых обстоятельств (монетизация и национальные проекты) не смог отказаться президент, -- привела к тому, что о развитии оказалось думать поздно. Но беспрецедентные цены на нефть, которые, несмотря на все прогнозы министра финансов, и в следующем году падать не собираются, привели членов кабинета г-на Фрадкова, а также главу Центробанка Сергея Игнатьева и главу финансовой службы Олега Вьюгина к глобальному выводу: России сегодня важна не инфляция, а «способ» достижения экономического роста.
Каждый из министров это видит, конечно, по-своему. Один через фонд развития, другой через консервативный бюджет плюс увеличенный инвестиционный фонд и т.п. Как бы то ни было, главный финансист страны г-н Кудрин со своим радением за снижение инфляции нынче остался в меньшинстве. Его оппонент в этом вопросе -- главный экономист Герман Греф -- может радоваться. Большинство членов правительства предпочитает развитие удержанию инфляции. Хотя и главный финансист больше уже не говорит о падении цен на нефть в 2006 году, о котором он публично говорил еще полгода назад.
Так что бюджетная комиссия, которая пройдет сегодня, вполне может изменить показатели роста в сторону, более близкую к удвоению ВВП, чем нынешние.
Вера КУЗНЕЦОВА