|
|
N°238, 21 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
День Шакала
Тридцать лет назад террористы захватили министров ОПЕК
Сегодня «террористический интернационал» вполне мог бы отметить юбилей одной из самых дерзких своих акций. Ровно 30 лет назад, 21 декабря 1975 года, боевики из группы «Фракция Красной армии» совершили вооруженное нападение на штаб-квартиру Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене. Целью теракта, осуществленного якобы по заданию «Народного фронта освобождения Палестины» (НФОП), был захват делегатов конференции ОПЕК, проходившей в те дни в австрийской столице.
Ядро группы составляли немцы из ФРГ и арабы. Но командовал ими знаменитый венесуэльский террорист Ильич Рамирес Санчес по кличке Карлос Шакал. В помощниках у него ходил гражданин ФРГ, тогда 27-летний Ханс Йоахим Кляйн. Налетчики легко проникли на конференцию ОПЕК и взяли в заложники более 70 человек, включая 11 министров из стран ОПЕК. При этом они застрелили троих -- одного участника конференции и двух офицеров безопасности. Шакал представился заложникам: «Я Карлос. Вы все меня знаете». К тому времени на счету у 26-летнего террориста были организация кровопролитного нападения на аэропорт в Тель-Авиве в 1972 году и захват посольства Франции в Нидерландах в 1974 году. Число его жертв приближалось к восьмидесяти.
С учетом этого австрийские власти вступили с террористами в переговоры. Те потребовали, чтобы по местному телевидению зачитали заявление НФОП, осуждавшего «козни международного империализма и сионизма». Это требование было выполнено. А через сутки Шакалу и его людям предоставили самолет, на котором они перелетели сначала в Алжир, потом в Ливию (есть версия, что ливийские спецслужбы помогали Карлосу). Еще в Вене террористы, как только заполучили самолет, освободили 41 заложника. Когда самолет приземлился в Ливии, Карлос уже знал, что на его счет переведено более 40 млн долл. -- выкуп за остальных заложников, поступивший от Саудовской Аравии и, возможно, Ирана. Однако выходить из самолета в Триполи террористы не спешили, и самолет опять поднялся в воздух, снова в Алжир. С собою Карлос оставил четырех арабских министров, включая министров нефти Ирана и Саудовской Аравии. Самым знаменитым, конечно, был Заки Ямани -- министр нефтяной промышленности Королевства Саудовская Аравия.
Арабские экстремисты считали, что Заки Ямани, которому тогда было 45 лет, должен быть убит только за одно свое прозвище -- Мистер Нефть. Министерство нефти он возглавлял с 1962 по 1986 год, в большей степени, чем кто бы то ни было, определяя мировые цены на нефть. Он был очень богат и занимался самым прибыльным делом в самой богатой стране мира, но, по мнению террористов, ничем не помогал национально-освободительным движениям.
В Алжире Карлос убедился в сложности своего положения: спецназ окружил самолет. 23 декабря террористы отпустили Заки Ямани и остальных заложников, выторговав для себя полную безопасность.
Шакала агенты французских спецслужб арестовали только 15 августа 1994 года в Судане. В прессе мелькали сообщения, что в 1968--1970 годах он учился в Московском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. А затем за большие деньги сотрудничал с самыми разными разведками мира, прежде всего с восточногерманской Штази. А также с многочисленными радикальными организациями типа баскской ЭТА, итальянских «Красных бригад» и североирландской ИРА. После нападения на штаб-квартиру ОПЕК, уже в 1980-е годы, Шакал успел организовать в Западной Европе еще несколько громких терактов, в частности взрывы мюнхенской штаб-квартиры радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа» и поезда Париж--Тулон. Так Шакал добивался от французских властей освобождения своей арестованной подруги -- террористки Магдалены Копп, с которой он нажил двух детей, хотя потом и развелся.
На процессе, начавшемся в Париже 11 января 1997 года и продлившемся всего одну неделю, Шакал объявил себя «профессиональным революционером». Влюбивший в себя собственного адвоката-француженку, он женился на ней, несмотря на то, что был приговорен к пожизненному заключению за убийство двух французских полицейских. В остальных терактах вину 56-летнего Карлоса доказать не удалось. Заки Ямани сейчас 75 лет, он много путешествует и бывает то в Лондоне, где у него офис и богатый загородный дом, то в Париже, то в родной Саудовской Аравии. Одному из авторов Заки Ямани рассказывал, что не особо зол на Карлоса, а под конец своего страшного путешествия они даже поладили. Заки Ямани к тому же считает, что час смерти предопределен и тогда ему просто не суждено было умереть, равно как и Карлосу.
Елена СУПОНИНА, Александр САМОХОТКИН