Время новостей
     N°238, 21 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2005
Обыкновенная история
Нынешние балетные номинации «Золотой маски» от номинаций прошлых лет отличаются не сильно. Разумеется, опять Мариинка соревнуется с Большим; разумеется, опять во что бы то ни стало (ради политкорректности) в это соревнование эксперты втискивают кого-нибудь из провинции; разумеется, очередной опус Бориса Эйфмана -- желанный устроителям гость. Мариинский театр привезет своего последнего Форсайта (Approximate sonata) и сделанную специально для питерцев одноактовку Дэвида Доусона Reverence. Это две из трех премьер -- третьей был очередной шемякинский монстр на темы «Щелкунчика», «Волшебный орех»; но, кажется, крысиные эпопеи надоели даже прежде активно рекламировавшим их «масочникам».

Из трех премьер Большого в шорт-листе оказалось тоже две -- «Болт» Алексея Ратманского и «Сон в летнюю ночь» Джона Ноймайера. «За бортом» -- вечер балетов Леонида Мясина; непонятно отчего. Сравнивать Ноймайера и Мясина, уже заполнивших собой по главе истории мирового балета, странно, да их никто и не сравнивает. Имени Ноймайера в номинации «работа хореографа» нет, экспертный совет объясняет: это перенос давнего спектакля, то есть премьера только для театра, но не для хореографа. Выбирать по актерским работам? Ну внесли в список Светлану Захарову -- Титанию, не внесли (вместе со спектаклем) Марию Александрову -- Мельничиху. На мой вкус, последняя сделала работу гораздо более яркую. И отсутствие ее в шорт-листе, где есть при этом кукольная корифейка Большого Анна Ребецкая (девушка кинулась в Красноярск и там изваяла Джульетту в спектакле верного эпигона Юрия Григоровича, местного главного балетмейстера Сергея Боброва -- и спектакль есть в общей номинации, и постановщик есть в разряде «работа хореографа» -- политкорректность почему-то у нас защищает самых бездарных), выглядит очень странно.

Итак, общий список постановок: два балета Мариинки, два балета Большого, эти самые «Ромео и Джульетта» из Красноярска (авангардный вечер балетов в Пермском оперном не заметили) и -- куда же без «Анны Карениной» Эйфмана! Паровоз нашего хроникера великих страстей уже смазывается, спектакль будет показан в Москве в конце февраля. В номинации «хореограф» -- Ратманский, Доусон и Бобров; «женская роль» -- кроме Захаровой и Ребецкой, Мария Абашова за «Каренину» и две девушки из современного танца -- Дина Хусейн и Анна Абалихина («Мухи», московский Театр наций). В номинации «мужская роль» -- ни одного премьера; если это считать расчисленным ходом, а не случайностью, то выходит, что экспертам надоели яркие личности и их интересуют либо аккуратные служащие (как Ян Годовский -- Пэк, «Сон в летнюю ночь»), либо только-только раскрывающиеся, едва заявившие о себе дарования (Денис Савин в «Болте», Александр Сергеев в Reverence).

Единственное бесспорное достижение экспертного совета -- набор спектаклей contemporary dance: совсем отсутствует шлак. Выдвинуты всего четыре постановки: «Двери» Александра Пепеляева (московско-таллиннский проект Apparatus), «Клетка для попугаев» пермского Театра Евгения Панфилова, «Мухи» Театра наций и «Немного ностальгии» челябинского Театра Ольги Пона. Спектакли эти не могут понравиться всем -- от брутальных поисков «русского пути» Пепеляева до эстрадных экспериментов пермяков не менее далеко, чем от пластической истерики «Мух» до цирковых полетов на качающихся «березах» в «Ностальгии». Но все это качественные работы, и шорт-лист говорит о том, что эксперты наконец-то представляют себе, что такое современный танец. С балетом такой ясности нет -- и боязно даже представить себе, что сочтет лучшим из представленного набора выбранный в председатели жюри Владимир Васильев.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец