|
|
N°237, 20 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вечное движение в прозрачном бетоне
Немецкую архитектурную премию получила Заха Хадид
Авторитетное международное жюри определило нового обладателя Немецкой архитектурной премии 2005 года, учрежденной немецкой газовой компанией E.ON Ruhrgas и Федеральной палатой архитекторов Германии. Эта престижная награда (25 тыс. евро) впервые вручена женщине -- живущей в Лондоне, но родившейся в Багдаде Захе Хадид. В прошлом году Заха Хадид стала первой женщиной в истории, получившей самую почетную в мире архитектуры Притцкеровскую премию. Эту награду ей вручали в Петербурге, в Эрмитаже, и в связи с этим г-жа Хадид впервые посетила Россию, под влиянием конструктивистской архитектуры которой она во многом сформировалась как профессионал. Сегодня бескомпромиссная и непредсказуемая Заха Хадид является одним из самых востребованных архитекторов мира.
Особенностью нынешнего выбора жюри стало присуждение награды промышленному сооружению -- центральному зданию автомобильного завода BMW в Лейпциге. Глава правления E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн на церемонии вручения премии особо подчеркнул: «В нынешнем году премировано здание, принадлежащее миру производства -- автомобильной индустрии. Благодаря тому, что принципом создания архитектурной формы стал сам процесс промышленного производства, был создан новый тип сооружения». В прошлый раз Немецкую архитектурную премию (она вручается один раз в два года) получили авторы проекта ведомства федерального канцлера Германии в Берлине.
Центральный корпус завода, выполненный по проекту Захи Хадид, некоторым представляется космическим кораблем, кто-то видит в нем гигантские челюсти кита... Центральное здание является главным входом в мир производства автомобиля XXI века. Под крышей здания проходит конечный контроль качества продукции, здесь расположены также концеренц-залы, выставочные помещения, ресторан.
Процесс рождения автомобилей теперь доступен и постороннему взгляду -- лента конвейера проходит под высоким потолком фойе, и служащие центрального офиса, а также непременные экскурсанты могут наблюдать, как над их головами бесшумно движутся «полуфабрикаты» BMW.
Центральное здание называют «сердцевиной» или «нервной системой» завода. Отдельные производственные корпуса с точки зрения высокой архитектуры ровным счетом ничего собой не представляют -- завод как завод. В центральном же корпусе -- уникальный для заводских сооружений симбиоз функциональности и символики. Транспортные маршруты и развязки конвейера, обусловленные необходимостью выполнения конкретных производственных задач, г-жа Хадид превратила в зрелищную инсценировку идеи вечного движения.
Подсвеченный голубыми светильниками конвейер с реальными кузовами автомобилей, которые вот-вот покинут эту театрализованную производственную площадку, проходит над головами сотрудников через помещения для высших менеджеров, лаборатории, залы для заседаний, коридоры и т.п.
Понятия «коммуникация» и «прозрачность» в последние годы стали в Германии одними из основных требований, предъявляемых к архитектуре. Новые административные здания не закрыты от внешнего мира. Британский архитектор использовала для своей работы в Лейпциге прозрачный бетон, который является самым популярным строительным материалом современности. Помимо этого сталь и очень много стекла с изящно выгнутыми стенами и опорными конструкциями. Все это хранит и реализует в своем выставленном напоказ чреве идею взаимодействия единой производственной команды, лишенной привычной иерархической структуры.
Помимо завода BMW премией отмечены: выставочное здание Галереи современного искусства в Лейпциге, отделение компании Sudwest-metall в Хайльбронне, ведомство охраны окружающей среды в Дессау, сервисный центр в Мюнхене, административное здание компании Treuhand-stelle в Гельзенкирхене.
Юрий ШПАКОВ, Берлин