|
|
N°129, 20 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путин взял «Курск» на себя
Президент распорядился начать работы на затонувшей подлодке
Владимир Путин принял окончательное решение по поводу судьбы лежащей на дне Баренцева моря подлодки «Курск». Заслушав вчера в Кремле доклады председателя правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы Ильи Клебанова, главкома ВМФ Владимира Куроедова и секретаря российского Совбеза Сергея Иванова, г-н Путин распорядился безотлагательно приступить к первому этапу операции по подъему субмарины -- извлечению на поверхность тел погибших подводников. Эту часть работ предполагается провести в октябре--ноябре до наступления в районе аварии полярной ночи. Подъем же самого корпуса затонувшей субмарины состоится, как и планировалось, в конце лета -- осенью будущего года. Таким образом, несмотря на попытки экспертов настоять на пересмотре первоначальных планов работ по подъему «Курска», российский президент принял на себя персональную ответственность за проведение этой крайне сложной и опасной операции. Решение, несомненно, достаточно сильное с эмоциональной точки зрения, однако весьма рискованное по своим возможным политическим последствиям для самого же г-на Путина.
По сведениям информированных источников газеты «Время новостей», даже участники встречи в Кремле высказывали Владимиру Путину свои сомнения в целесообразности проведения операции по подъему подлодки в два этапа. Косвенно это, кстати, подтверждает и фраза, которую, комментируя итоги совещания, как бы ненароком обронил Илья Клебанов. Отвечая на вопросы журналистов, вице-премьер согласился с тем, что затонувшие подлодки поднимаются на поверхность далеко не всегда -- их принято считать воинскими захоронениями непосредственно на морском дне. Тем не менее «решение президентом принято, и решение не меняется», заявил Илья Клебанов, снимая с себя любую персональную ответственность.
Правительственная комиссия и без того уже сделала все возможное, чтобы обезопасить себя от каких-либо упреков в случае неудач при подъеме тел подводников и самой лодки. В течение последней недели г-н Клебанов неоднократно публично подчеркивал, что работы на затонувшей подлодке представляют «невероятный риск для водолазов», которым придется работать внутри корпуса «Курска». Что шансы извлечения тел погибших при этом минимальны, поскольку первые четыре отсека затонувшей субмарины «полностью разрушены, и поднять из них никого не удастся» (согласно официальному списку экипажа АПЛ «Курск» в первом -- четвертом отсеках на момент аварии находились 79 моряков, во всех остальных -- 39). Что, наконец, по морально-этическим соображениям подобная операция может проводиться «лишь после ее согласования с родными погибших подводников».
Кстати, пути отступления подготовили и все остальные участники вчерашнего совещания в Кремле, за исключением разве что Владимира Путина. Например, главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сообщил, что лодки одного с «Курском» проекта №949А («Оскар-II» по западной классификации) «пока не будут выходить в плавание». Более того, по информации наших военных источников, российские «Оскары» не только отозваны на свои базы, но с их борта на всякий случай даже полностью выгружен на берег боезапас торпед и крылатых ракет. Что в очередной раз подтверждает степень растерянности экспертов правительственной комиссии, которым за прошедший месяц так и не удалось разобраться в причинах трагедии в Баренцевом море.
Юрий ГОЛОТЮК